С появлением облачной модели предоставление ИТ как сервиса для бизнеса становится единственно возможным подходом к управлению ИТ. Эта идея стала лейтмотивом очередной конференции Microsoft Management Summit, которую в этом году компания провела в открывшемся недавно московском планетарии. На знаменитом куполе Большого звездного зала над головами участников отсутствовали не только облака, но и какой-либо намек на звезды, но именно облачная тема доминировала на конференции.
Microsoft Management Summit — традиционное мероприятие, посвященное технологиям корпорации для управления ИТ. То, что в этом году его центральные выступления были посвящены облачной тематике, говорит о том, что облака едва ли не становятся безальтернативным подходом к организации ИТ-инфраструктуры, по крайней мере в представлении ведущих ИТ-вендоров. Но и со стороны заказчиков, в том числе российских, отношение к облакам меняется. Как сообщила выступившая на конференции Наталья Горина, директор по аналитике и консалтингу компании MarketVisio, официального представителя Gartner в России, среди опрошенных аналитиками отечественных ИТ-директоров более 60% считают, что свыше половины автоматизированных транзакций и данных в их компаниях до 2015 года будут переведены в облако. Горина заметила, что этот показатель в аналогичном опросе в прошлом году был значительно ниже.
В ЭТОМ ГОДУ выступления конференции Microsoft Management Summit концентрировались на облачной тематике |
Microsoft сегодня предоставляет услуги публичного облака на базе своих динамических ЦОД, размещенных в десяти странах. С этого года благодаря соглашению с компанией Softline облачная «платформа как сервис» Microsoft Azure доступна в России. Но все же в корпорации пока видят основной потенциал развития облачных услуг в частных облаках, построенных на внутренних виртуализованных ресурсах организаций, но обладающих основными характеристиками публичных облаков, такими как масштабирумость и эластичность ресурсов, учет их потребления, самообслуживание, стандартизация предоставляемых сервисов. Для обеспечения этих характеристик, как подчеркивают в Microsoft, решающую роль играют технологии виртуализации и управления ИТ-инфраструктурой, которым компания в последнее время уделяет самое пристальное внимание.
На конференции была представлена новая версия пакета средств управления ИТ — Microsoft System Center 2012, главным отличием которой от предшественников стал акцент на управление ИТ как сервисом вместо управления технологической инфраструктурой. Так, оперировать понятием сервисной модели теперь может система управления виртуализацией Virtual Machine Manager (VMM), которая в новой версии отвечает за развертывание не просто виртуальных машин, а сервисов на их основе, включая прикладные и инфраструктурные компоненты. Для облачных приложений критически важной становится возможность поддерживать реализацию с их помощью соглашений об уровне обслуживания. Традиционный инструмент мониторинга Operations Manager в новой версии пакета получил возможность отслеживать «состояние здоровья сервиса», контролируя выполнение отдельных приложений в архитектуре. Net или J2EE.
Из опыта развертывания публичных облаков в Microsoft вынесли ряд уроков, которые в полной мере применимы к построению облаков частных. И один из главных — необходимость зрелых, стандартизированных и автоматизированных процессов, причем как высокоуровневых процессов управления сервисами в соответствии с методологией ITSM, так и рутинных процессов управления ЦОД, которые объединяют операции различных управляющих систем. Для реализации этого в System Center 2012 получил дальнейшее развитие Service Manager, который теперь включает в себя каталог сервисов с автоматизацией запросов на сервисы, поддерживает новый процесс управления релизами и более тесно интегрирован со средством управления виртуальными машинами VMM и инструментом оркестровки процессов в ЦОД System Center Orchestrator (ранее Opalis).
Для поддержки необходимых для облака возможностей самообслуживания в пакет включен совершенно новый продукт App Controller, который предоставляет единое окно для заказа сервисов на базе различных внутренних ЦОД, а также управления подписками на множество публичных облачных сервисов на платформе Windows Azure.
Выпуск Microsoft System Center 2012 запланирован на первую половину будущего года.