ДМИТРИЙ ЗИМИН: «Если бы сотовая связь у нас создавалась при поддержке государства и на базе лучших российских предприятий ВПК, ее не было бы у нас до сих пор» |
20 лет назад, 9 сентября 1991 года, в России был совершен первый звонок по сотовому телефону. Этой невиданной для своего времени технологией связи воспользовался Анатолий Собчак, мэр не переименованного тогда еще Ленинграда. Однако еще долгое время мобильный телефон оставался предметом роскоши, а его использование жестко регламентировалось многочисленными ведомственными ограничениями. Сегодня же уровень проникновения сотовой связи в России превышает 166%, и за последние 15 лет этот показатель увеличился в 900 раз. При этом уровень фактического проникновения в среднем возрастном сегменте является очень высоким и составляет 95-98%. Эти сведения были получены в ходе исследования «Анализ социального и экономического влияния мобильной связи: взгляд на Россию», проведенного по заказу «ВымпелКома» компанией «Коминфо Консалтинг» специально к 20-летию первого звонка по мобильному телефону в нашей стране.
Директор по развитию «Коминфо» Евгений Соломатин полагает, что появление сотовой связи оказало огромное влияние на жизнь каждого россиянина, на развитие экономики и российского общества в целом. Прямой вклад сотовой индустрии в ВВП России за последние 10 лет вырос в три раза и в 2010 году составил 1,5%, а с учетом косвенного влияния на экономику (благодаря привлечению предприятий из смежных отраслей) превысил 4,9%, утверждают авторы исследования. Мобильная связь стала лидирующим сектором в отрасли связи. В 2000 году его доля в отрасли составляла 25%, к 2010-му она выросла до 43%. За последнее десятилетие объем рынка мобильной связи вырос более чем в 18 раз и составляет по итогам 2010 года почти 700 млрд руб. Налоги от отрасли мобильной связи и смежных отраслей в прошлом году составили 240 млрд руб., то есть 4,5% общей суммы налогов, собранных в Российской Федерации. Непосредственно в индустрии мобильной связи трудятся 450 тыс. человек. Еще 340 тыс. рабочих мест создано в смежных и обслуживающих отраслях, таких как строительство инфраструктуры, розничная торговля, сервис и др.
Дмитрий Зимин, основатель компании «ВымпелКом», утверждает: это единственный успешный проект такого масштаба, реализованный без финансовой поддержки со стороны государства.
«В ходе этого проекта в нашей стране были впервые созданы предприятия принципиально иного типа — открытые акционерные общества, включенные в листинги мировых бирж. Сотовые компании оказались пионерами внедрения в стране неизвестной ранее корпоративной культуры управления, они же продемонстрировали невиданную прежде для России производительность труда», — подчеркнул Зимин.
Именно частная инициатива обеспечила массовое распространение услуг сотовой телефонии, сопровождавшееся неуклонным снижением тарифов. Дефляция в данном секторе особенно заметна на фоне постоянного роста цен на основные товары и услуги. К примеру, за последние 15 лет цена на хлеб выросла в 8 раз, на молоко — в 6, бензин Аи-92 подорожал в 9 раз, проезд в метро — в 11 раз. А цена на мобильную связь за тот же промежуток времени снизилась примерно в 17 раз.
Социальные аспекты появления мобильной связи не менее значимы, чем экономические.
«Мобильная связь стала агентом социальных изменений, улучшая качество жизни, повышая личную безопасность. Принося новые возможности, она резко активизировала информационный обмен, обусловила новые возможности для здравоохранения и образования. Произошло изменение характера коммуникаций между пользователями, из иерархических они стали сетевыми. Телефон перестает быть только средством общения. Он становится функциональным инструментом, обеспечивающим доступ к Интернету, электронной почте, информации, финансовым операциям», — говорит Соломатин.
К этой бочке меда все же придется добавить ложку дегтя. За 20 лет существования сотовой связи в России не появилось ни одного сколько-нибудь значимого отечественного производителя мобильных телефонов или инфраструктурного сетевого оборудования — все сети построены на базе зарубежных решений, а в руках у абонентов — телефоны иностранного производства. Зимин по этому поводу сокрушается: «Мы отсталая страна, не сумевшая создать конкурентоспособную электронику». Фактически бурное развитие российского сотового рынка в последние 20 лет происходило на фоне крушения нашей радиоэлектронной промышленности. Такой вот отраслевой перекос.