ПЕРВЫМ IBM PC-совместимым компьютером Hewlett-Packard была выпущенная в 1985 году модель HP Vectra. С первой половины 1990-х и до приобретения Compaq это семейство ПК было очень популярно у отечественных корпоративных клиентов HP (Фото: HP Computer Museum) |
В пятницу, 19 августа, стало известно, что руководство компании Hewlett-Packard объявило о намерении прекратить разработку и поставки планшетных компьютеров и смартфонов на основе операционной системы WebOS. В HP также рассматривают возможность избавления от подразделения Personal Systems Group. Как говорится в официальном заявлении HP, совет директоров компании уполномочил ее руководство на изучение вариантов действий по поводу PSG. Среди вариантов — полное или частичное отчуждение PSG посредством преобразования подразделения в новую компанию или иной операции.
Редакция Computerworld Россия задала ряд вопросов аналитикам и представителям рынка.
Насколько своевременен и расчетлив этот шаг?
АЛЕКСАНДР ЗАГНЕТКО, руководитель программы исследований «Корпоративные системы», российский офис IDC: HP во многом повторяет стратегию IBM, отделившей, а впоследствии и вовсе избавившейся от своего бизнеса по производству ПК, в силу того что конкуренция с рядом компаний, в первую очередь из Юго-Восточной Азии и Китая, делала этот бизнес сомнительным с точки зрения рентабельности.
МАКСИМ СОРОКИН, президент OCS: Избавиться от направления смартфонов и планшетников — шаг несвоевременный. Надо было либо сделать это раньше, либо изменить менеджмент, перетерпеть и найти-таки свое место на этом рынке. Все идет к тому, что данные перестают быть персональными, переносятся в облака, а в руках у людей остаются интерфейсы. И отказаться от этого куска рынка...
В НР всегда не очень хорошо чувствовали этот рынок. И в очередной раз потеряли огромные суммы, купив Palm и вкладывая деньги в разработки, которые отставали от рынка на несколько лет и так и не увидели свет.
АНТОН ЛУКЬЯНОВ, директор департамента закупок компании Merlion: Что касается рынка планшетов и смартфонов — вероятно, правильное решение, никто не может пока точно оценить реальный объем рынка, уже много игроков, при этом будет крайне сложно занять лидирующие позиции. Что касается всего направления PSG — это пока еще не решение, а только задание «на изучение вариантов действий».
ВЛАС ПЕТРОВ, директор департамента «Ноутбуки, ПК и серверы» компании «Марвел Дистрибуция»: Ситуация напоминает шахматную. Вы уже проиграли фигуру и выбираете между «сдаться сразу» и «попытаться спасти партию». HP посчитала, что преимущество противника слишком большое, и лучше сдаться. Хотя рынок — не шахматы и практически всегда оставляет «шансы на спасение». Для HP были пути успешного развития на рынке смартфонов-планшетов. Что до PSG, то шагов как таковых пока нет, есть намерение выделить подразделение в отдельный бизнес. Что произойдет в итоге — пока неизвестно. Лично мне кажется, что это делать не следует.
АНТОН ПАНТЕЛЕЕВ, менеджер по связям с общественностью «М.Видео»: Рынок ПК растет уже не такими темпами, по мнению руководства Hewlett-Packard, и компания решила сосредочиться на корпоративном сегменте.
Каково наиболее вероятное развитие событий (все останется по-старому, PSG будет выделена в отдельную компанию, продана)?
ЗАГНЕТКО: Прежде чем делать далеко идущие выводы, имеет смысл подождать до тех пор, когда будут обнародованы некоторые важные детали новой концепции компании.
СОРОКИН: Скорее всего, выделят PSG в отдельный бизнес, да и покупатель найдется. Задешево, конечно.
Жаль, ведь именно последние два-три года НР в этом сегменте выпускает абсолютно конкурентоспособную продукцию по конкурентоспособным ценам. И европейский, и российский менеджмент знают свое дело.
ЛУКЬЯНОВ: Подождем — ни один из вариантов не является явным фаворитом.
ПЕТРОВ: Просто выделять PSG в отдельную компанию смысла нет. Обычно такой шаг делают для последующей продажи.
ПАНТЕЛЕЕВ: HP может пойти по пути Motorola, Siemens и IBM — выделить направление в отдельную компанию, а затем продать.
Кто может стать покупателем PSG?
ЗАРИНА КАМЫТБАЕВА, старший аналитик рынка ПК, российский офис IDC: Скорее всего, это будет китайская компания, одним из наиболее вероятных кандидатов кажется Lenovo, имеющая аналогичный опыт с IBM и контролирующая более 60% азиатского рынка.
ЛУКЬЯНОВ: Зависит от цены и сроков предложения, но покупателей может найтись несколько. Есть сильные азиатские игроки. Возможны и неожиданные варианты.
ПЕТРОВ: Компания, которая хочет существенно поправить свою рыночную долю на этом рынке. Кто конкретно? Решения такого рода имеют исключительно субъективные мотивы, поэтому предсказать потенциального покупателя достаточно сложно.
ПАНТЕЛЕЕВ: Покупателем может выступить один из азиатских сборщиков ПК, который благодаря бренду HP может стать более заметным на рынке.
Как это отразится на российском и мировом рынке. Кто займет место HP в мире и у нас?
КАМЫТБАЕВА: В сегменте настольных ПК скорее выиграют локальные производители, в ноутбуках — Lenovo и Dell. Что касается розничного сегмента, то там конкурентов значительно больше.
СОРОКИН: В целом, с моей точки зрения, эта новость для рынка плохая. Но зато это отличная новость для Apple. На рынке ноутбуков остаются кроме него только азиатские вендоры, причем в верхнем сегменте — только Sony и Toshiba.
Думаю, что в этом решении со стороны главы компании Лео Апотекера много стремления обозначить наличие видения перспектив. Он явно показывает, что будет строить бизнес по модели Oracle и IBM. Правда, здесь НР сильно отстает от конкурентов. Что ж, поживем — увидим.
ЛУКЬЯНОВ: Сейчас рынок очень динамичен и, казалось, незыблемые позиции иных лидеров стремительно меняются. Это происходит и на рынке ПК, и на рынке смартфонов. Позиции НР и ее конкурентов в мире и у нас отличаются, даже от квартала к кварталу, иногда довольно сильно.
ПЕТРОВ: Все будет зависеть от того, кто окажется покупателем. Если им будет транснациональная компания, то большая часть доли рынка HP автоматически перейдет к ней. Если же PSG приобретет компания, плохо представленная в ряде регионов, то в таком случае доля HP перейдет к лидерам рынка персональных систем в этих регионах.
Приобрести крупный бизнес — половина дела. Покупку необходимо интегрировать — «срастить» продуктовые линейки, производственные структуры, службы поддержки, каналы продаж. В 2005 году компания Lenovo приобрела подразделение персональных компьютеров IBM. Как отметил Бай Юйли, вице-президент Lenovo и генеральный менеджер компании в России и странах СНГ, «процесс слияния и последующая за ним интеграция и реструктуризация компании всегда сопряжены с большим объемом работ и требуют огромных временных и финансовых ресурсов от обеих сторон». После приобретения ПК-подразделения IBM Lenovo пришлось провести большую работу по популяризации нового бренда и приспособления выстроенной ранее структуры для нужд новой компании. Однако тщательная работа с партнерами, направленная на сохранение установленных ранее связей и постепенная адаптация их под требования новой структуры позволили сохранить имеющийся механизм и не тратить ресурсы на создание новой структуры взаимодействия между бизнес-партнерами компании.