ТРУДНО СКАЗАТЬ, когда империя Ларри Эллисона опять вступит в активную стадию приобретений, но ее взоры в любой момент могут обратиться к самым разным категориям продуктов (Фото: Oracle) |
За первую половину 2011 года корпорация Oracle сделала лишь два небольших приобретения. Совсем нетипично для гиганта, основная стратегия роста которого была построена на покупке других компаний. Начиная с 2005 года Oracle ежегодно совершала до 13 подобных сделок, а общее их число уже приблизилось к 70.
В феврале Oracle приобрела интеллектуальную собственность небольшой частной компании Ndevr, выпускающей программное обеспечение для получения аналитических отчетов об экологической чистоте деятельности предприятий. Вслед за этим в апреле Oracle купила производителя средств проверки качества данных Datanomic. Суммы сделок ни в том, ни в другом случае не разглашаются, а в Oracle намекают на то, что деньги в данном случае не главное.
Крупнейшим приобретением Oracle за последние годы стала покупка компании Sun Microsystems. Сделка стоимостью 7,4 млрд долл. была окончательно завершена в начале 2010 года. После этого корпорация Oracle объявила о поддержке аппаратного бизнеса Sun и приступила к разработке стратегии дальнейшего развития интегрированных систем, начиная от внешних дисковых систем и заканчивая бизнес-приложениями.
Конечно, все это наряду с выпуском долгожданного пакета приложений делового назначения Fusion Applications отнимает у Oracle довольно много времени. Однако полный отказ корпорации от дальнейших приобретений представляется сомнительным.
Финансовый директор Oracle Сафра Кац указывает, что именно опыт «управления 100-миллиардным бизнесом» стал основной причиной приглашения в прошлом году бывшего генерального директора компании Hewlett-Packard Марка Хёрда на должность сопрезидента Oracle. Маловероятно, чтобы корпорация намеревалась достигнуть таких масштабов исключительно за счет органического внутреннего роста.
Вместе с тем после мегасделки с компанией PeopleSoft, которая в свою очередь чуть раньше приобрела J.D. Edwards, в Oracle вряд ли заинтересованы в дальнейшей консолидации рынка ERP. Некоторые ожидали, что корпорация сделает контрпредложение поставщику ERP-систем Lawson Software, но, похоже, он все же будет куплен компанией Infor за 2 млрд долл.
А Oracle, по мнению обозревателей, тем временем сосредоточивает усилия на нескольких ключевых направлениях.
«Сегодня все берут курс на программное обеспечение с открытым кодом Hadoop, предназначенное для обработки больших объемов данных, — отметил аналитик Forrester Research Джеймс Кобьелус. — На протяжении нескольких лет Oracle занимается разработкой собственных программных решений для Hadoop. Именно на это были направлены приобретения компаний Datameer, KarmaSphere и Cloudera, в арсенале которых присутствовал целый ряд инструментов и сервисов для Hadoop».
«У Oracle ощущается дефицит решений и в двух других ключевых областях — мобильных технологиях и социальных средах, — подчеркнул директор компании Constellation Research Рэй Вонг. — Возможно, в стратегию корпорации будут внесены коррективы, направленные на вхождение в эти сегменты».
Для укрепления своих позиций в области мобильных приложений Oracle может обратить внимание на поставщиков услуг категории PaaS (Platform as a Service), к числу которых относятся, например, компании Joyent и Engine Yard.
Что касается социальных приложений, то здесь выбор достаточно широк. А из тех кандидатов, которые находятся на слуху, можно было бы выделить компанию Jive Software.
Ожидается также, что Oracle будет ориентироваться на вертикальные рынки.
Очевидно, довольно большое внимание будет уделяться области здравоохранения. Причем сюда относятся не только системы электронных медицинских карт. Создав набор необходимых приложений поверх своего базового стека бизнес-анализа, корпорация Oracle могла бы нацелиться на сферу подбора медицинского персонала или учета неблагоприятных факторов для представителей фармацевтической отрасли.
Впрочем, корпорация делает ставку не только на программное обеспечение. Растущее внимание уделяется также аппаратным продуктам.
В прошлом году корпорация Oracle сообщила о намерении сделать стратегические инвестиции в компанию Mellanox, специализирующуюся на технологиях межсоединений Infiniband, но ожидаемого приобретения не произошло.
Вряд ли Oracle начнет вкладывать серьезные деньги в сферу профессиональных ИТ-сервисов, с тем чтобы составить здесь конкуренцию Hewlett-Packard и IBM, но покупки каких-то небольших системных интеграторов, особенно специализирующихся на решениях в области бизнес-аналитики, вполне возможны.
Трудно сказать, когда корпорация опять вступит в активную стадию приобретений, как та, что продолжалась с 2005-го по 2010 год, но ее взоры в любой момент могут обратиться к самым разным категориям продуктов.
Когда в 2008 году Oracle купила производителя средств управления проектами Primavera, клиенты поначалу столкнулись с теми же самыми проблемами.
«Первые год-полтора сопровождались страшной неразберихой, потому что неясно было, куда обращаться за поддержкой, — вспоминает председатель совета группы Oracle Primavera Special Interest Group Дэниел Уильямс. — Дополнительных трудностей добавила модернизация корпорацией Oracle своего сайта поддержки, проходившая как раз в это время».
Клиентам Primavera пришлось столкнуться и с ситуацией, когда невозможно было понять, какой менеджер Oracle отвечает за того или иного клиента.
Заключение сделки положило конец и столь дорогой для сотрудников и клиентов Primavera ежегодной пользовательской конференции. Теперь все, кто интересуется продуктами Primavera, приглашаются на ежегодный форум OpenWorld.
«Но это далеко не одно и то же, — добавил Уильямс. — Ведь конференция OpenWorld посвящена в основном вопросам продаж и маркетинга.
Сегодня Oracle стремится продавать свое программное обеспечение очень крупным компаниям. Продукты же Primavera используются не только крупными корпорациями, но и небольшими клиентами. И это порождает конфликт интересов».
Впрочем, после завершения сделки наметились некоторые положительные изменения, особенно в части разработки продуктов. Пакеты обновлений стали появляться чаще, ошибки исправляются быстрее, клиентам регулярно предлагаются новые функции.
Ситуация улучшилась и благодаря тому, что клиенты Primavera установили отношения с другими клиентами Oracle. Группа Primavera SIG работает в тесном сотрудничестве с группами Oracle Applications Users Group и Quest International Users Group.
«Если ваш поставщик вошел в состав Oracle, имеет смысл наладить контакты с другими клиентами, которые используют схожие продукты, поставляемые корпорацией, — рекомендует Уильямс. — Это поможет вам быстрее приспособиться к манере ведения бизнеса, принятой в Oracle».