МИХАИЛ ЭРЕНБУРГ: «Заказывая сервисы у нас, клиент собирает свой ‘облачный замок’ словно из кубиков детского конструктора» |
В мае компании «Астерос» и НР объявили о совместном продвижении облачных технологий в России. Партнеры планируют предоставить российским клиентам широкий комплекс услуг по размещению и поддержке бизнес-приложений и другие ИТ-сервисы. Президент компании «Астерос» Михаил Эренбург рассказал Computerworld Россия о бизнес-модели, положенной в основу данного проекта.
Что представляет собой набор продуктов, с которыми HP и «Астерос» выходят на российский облачный рынок?
Портфель облачных продуктов, предлагаемых нами вместе с НР, очень широк. Он включает в себя как предоставление ресурсов приложений, так и поддержку инфраструктуры, элементы Service Desk. По сути, мы предлагаем полный набор возможностей на базе облачных вычислений, начиная от хранения данных и предоставления почтовых ящиков и заканчивая поддержкой приложений корпоративного класса. Приобрести перечисленные сервисы заказчик может выборочно или комплексно. Для этого мы разработали калькулятор, с его помощью клиенты смогут заблаговременно рассчитать стоимость интересующих услуг и определить их оптимальный состав. Специальная методика подбора продуктов является своего рода ноу-хау, с которым «Астерос» и HP выходят на рынок.
По каким принципам будет осуществляться тарификация услуг для клиентов?
Принципы тарификации и просты и сложны одновременно. С одной стороны, у сервисов есть базовая стоимость. С другой стороны, итоговая стоимость пула облачных продуктов зависит от нескольких факторов: объема закупки, конкретных требований клиента к их надежности и пр.
От нашего партнера, HP, мы получаем некоторую скидку. Величина этой скидки и определяет наши возможности по взаимодействию с заказчиками. Когда речь идет о крупных проектах, клиенты могут рассчитывать на особую льготную систему тарификации. Но она тоже опирается на базовые расценки.
Облачная концепция подразумевает гибкую тарификацию, когда заказчик оплачивает только использованный объем услуг. Ваш калькулятор уже настроен для применения такого подхода?
Да, это один из ключевых моментов. В свой калькулятор мы закладывали принцип гибкости, так как изначально мы стремились предоставить клиенту множество различных вариантов использования и оплаты услуг. Со своей стороны мы готовы помочь заказчикам не только рассчитать стоимость услуг, но и определить их оптимальный набор.
Можно ли сказать, что в «Астероса», так же как у сотовых операторов, сформирован набор тарифных планов, включающих в себя тот или иной набор услуг?
Тарификация облачных сервисов несколько сложнее. Сотовый оператор массово предлагает определенный набор включенных услуг и выставляет на это жесткий ценник. У нас вариаций гораздо больше, в этом смысле мы больше похожи не на магазин готового платья, а на ателье индивидуального пошива. Заказывая сервисы у нас, клиент собирает свой «облачный замок» словно из кубиков детского конструктора. А мы ему в этом помогаем.
Какие целевые рынки ваш тандем прежде всего попытается охватить?
Мы ориентируемся на работу с крупными корпоративными клиентами. Сейчас ведем переговоры с банками, с промышленными предприятиями. Фактически мы предлагаем заказчику альтернативу: он может пригласить наших специалистов для построения собственной ИТ-инфраструктуры либо купить облачные продукты.
В этом облачном проекте в качестве базового планируется использовать ЦОД компании HP в Германии, а также ЦОД «Астерос». На стороне HP находится ЦОД уровня Tier III, а что представляет собой ваш дата-центр?
Строго говоря, в Москве сейчас нет ни одного дата-центра уровня Tier III. Для этого необходимо резервирование основной станции электропитания. В столичных условиях это требование фактически невыполнимо. Если исключить его из списка сертификационных требований Tier III, то по всем остальным параметрам ЦОД «Астерос» будет соответствовать этому стандарту.
Из опыта работы с клиентами мы видим, какое решение может быть востребовано с использованием нашего дата-центра. Например, часть данных заказчика находится здесь, в России, а часть — резервируется на серверах HP в Германии. В целом доступность и безопасность хранимой информации клиента при такой схеме увеличивается, а все возможные риски ее потери снижаются. Некоторым клиентам интересно решение, когда информация хранится и обрабатывается на вычислительных мощностях внутри страны, но при необходимости, при нажатии «красной кнопки», данные разрушаются, автоматически перемещаясь за границу. И доступ к информации, находящейся за границей, может быть получен российскими службами только по решению местного суда.
Есть ли у «Астероса» аналогичные облачные проекты с другими партнерами по рынку или только с HP?
Мы мультивендорная компания и готовы сотрудничать со всеми участниками рынка. В истории с НР именно вендор сделал ставку на нашу компанию по продвижению своих облачных сервисов на российском рынке.
Применительно к проекту с HP, кто в итоге ответит за качество услуг и обеспечит клиентам выполнение соглашения об уровне обслуживания?
Стандартно это будет трехсторонний контракт между клиентом, HP и «Астеросом». HP будет ответственной стороной за обеспечение SLA, и мы со своей стороны будем отвечать за качество услуг. Каким образом мы поделим между собой эту ответственность, заказчику не нужно будет вникать. Наш клиент получит контракт, по которому обе стороны гарантируют ему определенный уровень качества обслуживания.
Были ли у вас сложности с соблюдением российских нормативных требований, постановлений и законодательных актов при организации облачных услуг?
В этом вопросе больше мифов, чем реальных барьеров. Если тщательно изучить законодательство о трансграничном перемещении информации, то никаких непреодолимых сложностей нет. За границей не может обрабатываться информация, составляющая государственную тайну, и конфиденциальная информация, являющаяся собственностью государства (служебная тайна). Что касается работы с персональными данными, то их трансграничная передача в ЦОД в Германии принципиально возможна и не запрещена законом, поскольку Германия ратифицировала Конвенцию о защите прав физических лиц. Согласно ст. 12 ФЗ-152, трансграничная передача персональных данных допускается без дополнительных ограничений для тех стран, которые обеспечивают «адекватную защиту прав субъектов персональных данных». Это подтверждается письмом Минкомсвязи, по которому факт ратификации Конвенции о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных говорит о достаточном уровне защиты персональных данных в данной стране. По требованиям российского законодательства это является обязательным условием для обработки персональных данных за рубежом. В нашем законодательстве нет никаких барьеров к тому, чтобы держать данные за границей, поэтому совместные облачные сервисы HP и «Астероса» абсолютно легальны.