ИГОРЬ АГАМИРЗЯН: «Российские разработчики программных продуктов заняли лидирующее положение на мировом рынке и способны успешно конкурировать с иностранными компаниями» |
В рамках Петербургского международного экономического форума состоялся деловой завтрак, посвященный десятилетию российской софтверной отрасли. Его участники пришли к выводу, что с 2001 года в соответствующей сфере произошли кардинальные изменения, но почти все имеющиеся проблемы остались нерешенными.
Не все присутствующие согласились с предложенной датой дня рождения отрасли. Игорь Агамирзян, генеральный директор «Российской венчурной компании», вспомнил, что многих участников обсуждения он видел на одном из специализированных мероприятий еще в конце 80-х годов, и уже через два-три года стали создаваться первые российские софтверные компании. А по словам Аркадия Воложа, генерального директора компании «Яндекс», даже 50 лет назад в нашей стране было много интересного в программировании.
Отвечая на подобные возражения, Валентин Макаров, президент ассоциации «Руссофт», напомнил, что ровно десять лет назад состоялся первый саммит разработчиков программного обеспечения. Именно с этого момента, по его мнению, можно говорить о становлении отрасли и достижении определенной зрелости. С тем, что 2001 год является в какой-то степени переломным и заслуживающим внимания, спорить никто не стал.
Как молоды мы были
Иллюстрируя, каким было положение дел на российском ИТ-рынке десять лет назад, Агамирзян представил презентацию, которой он открывал первый саммит ассоциации «Руссофт». Согласно приведенным в ней данным, в России на сотню жителей приходилось только пять компьютеров, а проникновение Интернета составляло всего 2,7%. Соответствующей этим показателям была и доля страны на мировом ИТ-рынке. Она составляла 0,63%, что примерно в 50 раз меньше, чем у США.
За минувшее десятилетие произошли огромные изменения. Доля России на мировом ИТ-рынке, по данным IDC, выросла примерно вдвое — до 1,2-1,3%. Персональный компьютер давно перестал быть роскошью, а проникновение Интернета достигло 40-50%. Экспорт программного обеспечения, по подсчетам «Руссофта», увеличился примерно в десять раз и превысил 3 млрд долл.
Изменилось отношение к российским компаниям на мировом рынке.
«Тогда мы бегали за каждым заказчиком и убеждали его, что с Россией можно работать. Сегодня к нам очередь. Нас знают, с нами считаются, нас боятся», — заявил Дмитрий Лощинин, президент компании Luxoft.
Волож и Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru Group, признались, что в начале прошлого десятилетия не планировали IPO и даже не думали об этом, поскольку, по словам Гришина, это была «эпоха краха доткомов».
Александра Джонсон, управляющий директор компании DFJ-VTB Aurora, считает, что удачные размещения акций на зарубежных фондовых биржах компаниями «Яндекс» и Mail.ru Group являются знаковыми событиями для ИТ-отрасли России.
«Сейчас некоторые наши давние партнеры спрашивают нас, почему лет десять назад им не советовали вкладывать деньги в Parallels, Mail.ru или ‘Яндекс’. Они забыли, что такие рекомендации мы давали, но им что-то не понравилось. Теперь российским компаниям будет легче привлекать иностранных инвесторов, которым для принятия решения нужны успешные истории вложений. Будет много новых IPO российских высокотехнологичных компаний», — предрекла Джонсон.
От обороны к наступлению
Размещение акций переломным стало и для стратегии развития самих компаний Mail.ru Group и «Яндекса», их руководство стало подумывать об экспансии на мировом рынке. При этом, по мнению Воложа, трудности при конкуренции с западными компаниями возникают не из-за технологического отставания, а из-за культурных различий.
Вспомнили и о предсказании Эстер Дайсон, председателя совета директоров фонда EDventure Holdings, которая в начале прошлого десятилетия поставила 10 тыс. долл. на то, что до 2012 года Wall Street Journal и Financial Times напишут о России как о стране номер один в сфере разработки программного обеспечения. Представить соответствующие публикации на деловом завтраке она не смогла, но и предлагать подождать еще полтора года также не стала. Но и 10 тыс. долл. она не намерена никому отдавать, поскольку считает, что пари уже выиграла: «Россия стала одним из лидеров на мировом рынке программного обеспечения».
Быстрый рост, как считает Джонсон, могут обеспечить только продуктовые компании: «Нас, как венчурных капиталистов, интересуют разработчики готовых решений, а не сервисные компании. Однако продуктовые компании могут появляться на базе сервисных. В Индии так и происходило».
Руководители сервисных компаний согласились с ней.
«Нужно создавать собственные решения. И мы уже пошли по этому пути — ищем идеи в университетах», — заявил Андрей Терехов, генеральный директор компании «ЛАНИТ-Терком».
Десять лет невнимания
Многие проблемы, упомянутые в презентации Агамирзяна десятилетней давности, остались актуальными и поныне. Наталья Касперская, председатель совета директоров «Лаборатории Касперского» и генеральный директор компании InfoWatch, полагает, что «если исключить данные по ИТ-рынку, то можно было подумать, что она подготовлена несколько дней назад». Среди наиболее ярких примеров тому, по ее мнению, — «вечная» проблема возврата НДС при экспорте программных продуктов.
Особенно важно, что при стремительным росте отрасли столь же значительного увеличения количества выпускников вузов по специальностям, необходимым софтверным компаниям, не наблюдалось. По словам Агамирзяна, в 2001 году университеты приняли 25 тыс. человек для обучения программированию. В прошлом году было примерно столько же. В лучшем случае количество мест под дефицитные специальности увеличилось на несколько тысяч.
«В ближайшие годы российские софтверные компании будут способны принять 100-150 тыс. специалистов по программированию. Пока не видно, за счет чего можно будет заполнить такое количество вакансий», — считает Агамирзян.
Но хотя университеты слабо реагируют на изменения на рынке труда, совокупная численность персонала, занятого во всех российских ИТ-компаниях (не только софтверных), за прошедшие десять лет все же значительно возросла. Сергей Андреев, генеральный директор компании ABBYY, предполагает, что не менее чем в 20 раз.
Касперская большую проблему видит в том, что в России до сих пор слабый маркетинг — даже у компаний мирового уровня: «Специалисты, как правило, хорошо разбираются в технологиях, но имеют мало представления о том, что такое маркетинг».
Александр Галицкий, управляющий партнер фонда Almaz Capital Partners, заметил, что в России совсем нет компаний, которые занимаются разработкой инфраструктурного софта. По его словам, все эксплуатируют браузер, а попыток создать что-то принципиально новое не делают. Это следствие отсутствия государственных инвестиций в фундаментальную науку.
Макаров выразил сожаление, что по-прежнему правительство не уделяет должного внимания софтверной отрасли. Примечательно, что никто из высокопоставленных чиновников не счел нужным принять приглашение на деловой завтрак.