Игорь Веселов: «При строительстве собственного ЦОД приходится решать массу сложных вопросов, включая выбор помещения, нехватку энергоресурсов, взаимодействие с подрядчиками, дальнейшую эксплуатацию» |
В «М.Видео» создается аутсорсинговый резервный центр обработки данных, ресурсы которого будут предоставляться в качестве услуги (Data Recovery as a Service, DRaaS). Об этом рассказали Кристофер Мэкхем, ИТ-директор компании, и Игорь Веселов, ее операционный директор по ИТ, выступая на форуме «Мир ЦОД 2011», проведенном издательством «Открытые системы».
Основная задача ИТ-дирекции заключается, по словам Мэкхема, в создании эффективной ИТ-инфраструктуры, способной поддерживать бизнес одной из крупнейших розничных сетей страны. Для ее построения введен в действие основной и создается резервный ЦОД, используются высокопроизводительная корпоративная сеть, технологии консолидации и виртуализации серверов и систем хранения, предусмотрены средства защиты периметра, применяются методология ITIL и система управления сервисами.
«Четыре года назад, когда в ‘М.Видео’ построили собственный центр обработки данных, мы столкнулись со всеми проблемами, характерными для сооружаемых объектов такого рода, включая выбор помещения, нехватку энергоресурсов, организацию взаимодействия с подрядчиками и множество других вопросов», — заявил Веселов.
При создании еще одного, резервного, центра, способного гарантировать в критических ситуациях непрерывность бизнеса «М.Видео», потребовалось бы вновь решать весь комплекс весьма непростых финансовых, организационных и инженерных проблем собственного «цодостроения». Кроме того, необходимо было оптимизировать ИТ-ресурсы, исключив излишнюю избыточность и обеспечив поддержку стабильного развития компании в течение нескольких ближайших лет в условиях труднопредсказуемых флуктуаций внутренних и внешних экономических факторов.
Учитывая все эти аспекты, в «М.Видео» приняли решение перейти к использованию облачных услуг, предоставляемых одним из провайдеров ЦОД. Предварительные оценки показали, что аутсорсинговая схема создания резервного центра позволит почти в полтора раза снизить затраты, причем 36% экономии придется на оплату работы персонала. Кроме того, минимизируются начальные инвестиции, значительно сокращается время развертывания ИТ-систем, появляется возможность наращивания ИТ-ресурсов по требованию за счет аренды виртуализованной инфраструктуры провайдера услуг.
«Мы не предъявляли владельцам ЦОД специальных требований к выбору технологий и платформ, а согласовывали показатели уровней готовности и производительности приложений. Используемая у нас система EMC RecoverPoint позволяет осуществлять защиту и репликацию данных в гетерогенных средах», — пояснил Веселов.
Собственный ЦОД компании площадью 120 кв. м, где размещается около 30 стоек, снабжен двумя независимыми фидерами для ввода электроэнергии, резервированными комплексами гарантированного электроснабжения и кондиционирования. Его вычислительные ресурсы базируются на кластере высокой доступности, состоящем из 14 узлов, который работает под управлением Symantec Veritas Cluster Server (см. «Миграция без смены вендора», «Директор информационной службы», № 12, 2010).
Резервный ЦОД уже нынешним летом вводится в действие, его построению предшествовала консолидация в основном центре всех информационных активов компании, некоторые из них поддерживались вычислительными комплексами, расположенными на других площадках. В резервном центре обработки данных будет установлено десять основных информационных систем, однако сразу после начала его работы должны быть предоставлены также дополнительные ресурсы для развертывания новых проектов.
Ввод в эксплутацию нового ЦОД очень важен для «М.Видео», поскольку возможности построенного в 2006 году основного ЦОД, рассчитанного на развитие компании в течение пяти лет, практически исчерпаны из-за достижения лимита потребляемой энергии. Поэтому для решения новых неотложных задач здесь можно рассчитывать главным образом на повышение уровня виртуализации серверов и систем хранения.
Новый центр, который создается на базе ЦОД компании «Крок» — не единственный пример ИТ-аутсорсинга, все шире внедряемого в бизнес-процессы «М.Видео». Дистанционную поддержку ERP-системы SAP и Oracle Siebel CRM осуществляют специалисты «Инфосистем Джет». Для оптимизации процессов планирования и прогнозирования во всех магазинах сети используется SaaS-приложение Predictix.
«Ситуция заметно изменилась. Когда мы строили свой первый ЦОД, рынок аутсорсинга был очень мал. Теперь же мы получили пять предложений, в том числе предусматривающее создание резервного центра за пределами нашей страны», — резюмировал Веселов.