Павел Ройтберг: «В формируемой общей экосистеме операторы займут свое место» |
Участники Международного форума операторов фиксированной и сотовой связи «Телеком 2011», проведенного газетой «Ведомости», вновь заострили внимание на выборе эффективной модели операторского бизнеса.
Дискуссия, посвященная развитию мобильных устройств, приложений и платформ, разделила экспертов на два лагеря. Представители первого выразили скепсис в отношении будущего мобильных операторов, поскольку те за несколько последних лет так и не смогли найти вожделенного «убойного» приложения. Зато с этой задачей успешно справились компании из совсем других сегментов — Apple со своим магазином мобильных приложений и Faсebook с 200 млн мобильных пользователей (а скоро будет 500). Сами операторы, а также поддерживающие их представители из лагеря «оптимистов» апеллировали к уникальным возможностям телекоммуникационных сетей и уповали на взаимовыгодное сотрудничество всех участников рынка.
Александр Пацай, директор по развитию бизнеса компании Unreal Mojo, напомнил, что в недалеком прошлом — на заре рынка дополнительных услуг (Value Added Services, VAS) — именно операторы являлись главными поставщиками контента и сопутствующих сервисов для пользователей. Заставки, рингтоны, игры — все это продавалось через разработанные ими же приложения, установленные на мобильные телефоны. Альтернативные возможности обновления содержимого пользовательских устройств обычно были заблокированы. По сути, это была замкнутая экосистема. И когда компания Apple представила iPhone, никто не заметил, что на рынке происходит революция, отметил Пацай.
Однако уже очень скоро выяснилось, что экосистема, в которой производитель телефона контролирует доставку контента и дополнительных услуг пользователям, оказалась гораздо успешнее, чем прежняя бизнес-модель. Операторы стали стремительно терять контроль над экосистемой VAS, причем эта тенденция наблюдается и сегодня. А к чему она ведет? К превращению телекоммуникационных компаний в низкорентабельные «трубопроводы» для трафика, зарабатывать на котором будет кто угодно, только не сами операторы, делает вывод Пацай.
Управляющий директор компании i-Free Innovations Кирилл Петров поддерживает эту точку зрения: «Apple фактически перекроила мобильный мир, когда предложила не только телефон, но и новую экосистему, привлекшую пользователей, разработчиков ПО и создателей контента». По примеру Apple стали появляться другие подобные экосистемы, формируемые традиционными поставщиками смартфонов, такими как Samsung и ее Bada. С противоположного фланга операторов атаковали поставщики платформ — Microsoft, активно развивающая мобильные возможности своих операционных систем, и Google со своей открытой платформой Android и широким набором коммуникационных интернет-сервисов. Последняя, впрочем, выпустила и собственный смартфон. Именно смартфоны — самый быстрорастущий электронный товар — та движущая сила, которая меняет весь рыночный ландшафт. Смартфоны тянут за собой стремительно растущий рынок мобильных приложений. Одновременно меняются каналы доставки контента, мотивы его приобретения пользователями и распределение доходов среди игроков рынка VAS.
«Операторы много говорили про то, как будут продвигать свои услуги на рынке мобильной рекламы или в области геопозиционирования, но так и не смогли сформировать эти рынки, а вот Apple и Google смогли. Операторы утверждали, что их главный актив — знание своей абонентской базы. На поверку же оказалось, что Facebook знает о своих пользователях гораздо больше, чем любой сотовый оператор. Проиграли операторы и рынок мобильных платежей — на операторский биллинг приходится очень маленький процент таких транзакций; проиграли и рынок мобильных игр», — заявил Петров.
Геннадий Карпачев, директор по маркетингу ИММО, разделяет мнение, что появление смартфонов содействовало развитию рынка мобильных приложений, и прежде всего приложений для социальных сетей. Если же оценить расстановку сил на рынке VAS, то операторы, по его мнению, имеют преимущества перед другими игроками — контент-провайдерами, разработчиками ПО, производителями мобильных устройств и операционных платформ, а также платежными системами и социальными сетями.
«Операторы продолжают занимать на этом рынке основную нишу, поскольку владеют абонентской базой. Они по-прежнему зарабатывают и на трафике, и на приложениях. Роль операторов принижается преждевременно — у них еще много возможностей для развития дополнительных услуг», — полагает Карпачев.
«К таким возможностям относится и сервис SMS, который все еще активно используется, в том числе в социальных сетях, а также функции определения местоположения абонентов, ведь не все телефоны поддерживают спутниковую навигацию», — добавляет Михаил Лялин, председатель Zeptolab.
«Не все так плохо», — вторит им директор департамента развития продуктов и услуг МТС Павел Ройтберг. Не следует сбрасывать со счетов огромную работу операторов по модернизации технологической инфраструктуры, необходимой для передачи пользовательского трафика. Очень важным преимуществом операторов, по словам Ройтберга, является наличие у них отработанных систем биллинга, с помощью которых можно оплачивать дополнительные услуги и покупать мобильные приложения в сетевых магазинах. Причем, если оплачивать такие покупки с помощью банковских карт многие пользователи опасаются, то операторскому биллингу большинство абонентов доверяют.
По мнению представителя МТС, у каждой экосистемы имеются как преимущества, так и недостатки. Например, в России сейчас насчитывается около миллиона пользователей iPhone, но немногие из них имеют возможность или считают удобным покупать что-то в Apple Store. А сколько абонентов продолжают пользоваться другими телефонами, в том числе устаревшими, не поддерживающими современные приложения? По свидетельству Ройтберга, на мобильный портал МТС заходит огромное число пользователей телефонов, оборудованных старыми браузерами, и контент для этой категории подписчиков по-прежнему поставляет сам оператор и его партнеры. Что касается производителей телефонов, то они, вкладывая деньги в свои магазины приложений, прекрасно осознают низкую маржинальность такого бизнеса и делают это прежде всего для повышения привлекательности своего основного товара — пользовательских устройств. Наконец, телекоммуникационные компании, следуя общим тенденциям, тоже стараются развивать дополнительные сервисы.
«Нельзя утверждать, что весь рынок VAS теряется операторами, — резюмировал Ройтберг. — От взаимодействия никуда не деться. Мы не идем по пути противопоставления и верим, что в формируемой общей экосистеме операторы займут свое место».
Пример позитивного взаимодействия представила Екатерина Скоробогатова, руководитель Facebook Russia. По ее словам, Facebook хочет работать и работает с 300 операторами по всему миру: «Для нас это очень важная совместная работа, при этом задействуются различные бизнес-модели. У нас имеются приложения для разных мобильных платформ. Мы работаем совместно с поставщиками услуг связи в рамках промокампаний, на время которых они предлагают бесплатный доступ к этим приложениям. Затем операторы создают специальный тариф под эти приложения и получают дополнительный доход, а мы — новых пользователей».
В условиях активного перераспределения ролей на рынке дополнительных мобильных услуг и контента практически все его участники — и сотовые операторы, и производители пользовательских устройств, и разработчики мобильных платформ — регулярно отчитываются об увеличении доходов и прибыли. Здоровая конкуренция способствует росту рынка.