Тагир Яппаров уверен, что российские ведомства уже готовы к переходу на свободное программное обеспечение |
Группа компаний «АйТи» провела конференцию «Переход органов государственной власти на использование свободного программного обеспечения. Стратегия и тактика, лучшие практики и решения». В ходе встречи сотрудники компании представили потенциальным клиентам, в основном специалистам из органов государственной власти и бюджетных организаций, свое видение возможностей программного обеспечения с открытым кодом и рассказали о проблемах при его внедрении.
Мероприятие проходило накануне вступления на территории России в силу национального стандарта открытых офисных приложений OpenDocument — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, идентичного международному ISO/IEC 26300:2006. Вступление в действие закона, по которому госструктуры стали обязаны принимать от граждан документы, созданные в форматах. odt (для текстовых документов),. ods (для электронных таблиц) и т. д., в «АйТи» считают крайне важным.
Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК «АйТи», отметил, что в целом страна готова к использованию СПО. Государство сформулировало свое благосклонное отношение к его внедрению; борьба с пиратством заставила задуматься о том, что проприетарное ПО бесплатным не бывает; на рынке появилось достаточное количество разнообразных продуктов с открытым кодом и компаний, умеющих его внедрять. В «АйТи» разработкой, внедрением, сопровождением и оказанием различных услуг в этой области готовы заниматься почти все составляющие группу компании.
В числе основных достоинств СПО для госсектора Яппаров назвал низкий «порог входа» для создания информационных систем, надежность решений, их безопасность, отсутствие «перегрузки» избыточным функционалом, а также возможность использовать написанный для заказчика код.
Для работы с госсектором в этом году в «АйТи» создан центр компетенции «Информационные технологии в госуправлении», который должен аккумулировать весь опыт группы компаний в соответствующей сфере. Виктор Гриднев, его руководитель, озвучил стратегические аспекты подхода к переводу госуслуг в электронный вид. Во-первых, возможна как «поштучная», так и «тотальная» автоматизация. В первом случае выделяется небольшое число процессов, которые автоматизируются отдельно, независимо от общего состояния автоматизации региона. Во втором — выделяются одинаковые для всех государственных услуг процессы и их элементы, которые автоматизируются за счет создания инфраструктурных решений.
Также он представил три пути создания электронного правительства. При выборе первого, «ведомственного» варианта, автоматизируются отдельные государственные услуги посредством внедрения специализированных ведомственных систем. В двух других автоматизация осуществляется при помощи облачных инфраструктур. При этом частные облака ведомств должны интегрироваться с публичным облаком федерального уровня, за которое отвечает «Ростелеком».
И у публичных, и у частных облаков свои преимущества. При использовании первых, например, ниже начальные затраты и есть возможность использовать только новые приложения, не озабочиваясь миграцией и поддержкой унаследованного ПО. При работе в частном облаке ниже общие затраты, выше безопасность и есть возможность управлять развитием ИТ-ресурсов.
Как отметил Дмитрий Фишелев, исполнительный директор «ПингВин Софтвер», полный переход на свободное ПО невозможен и, что также существенно, «СПО не значит бесплатно». Наилучшим образом, по его мнению, СПО подходит для автоматизации типовых рабочих мест, автоматизации процессов управления предприятием и при необходимости обеспечить высокий уровень информационной безопасности. Рабочие места он предложил оснастить Linux, OpenOffice и другим свободным прикладным ПО, автоматизацию предприятий доверить средствам групповой работы Zimbra, системе электронного документооборота «Босс-Референт» 4J, системе совместной работы Collab и системе управления отношениями с клиентами SugarCRM.
Он также привел ряд примеров автоматизации на основе СПО, в том числе в Минкомсвязи, Минобрнауки, «Почте России», Счетной палате, МВД и МТС.