Платформа PLM призвана обеспечивать поддержку базовых процессов создания и выпуска изделия (Фото: Siemens PLM Software) |
Современное машиностроение, как и многие другие отрасли, находится в условиях жесткой конкуренции, которая в совокупности с отголосками недавней экономической рецессии диктует необходимость оптимизировать затраты на разработку и производство новой продукции, при этом обеспечивая потребность рынка в этой продукции быстро и с максимальным качеством. Для автопроизводителей, авиакосмической индустрии, судостроения, предприятий по производству сложного оборудования задачи ускорения вывода изделий на рынок, повышения операционной эффективности, а для западных компаний также — выполнение целого комплекса регулятивных и экологических норм делают насущной необходимостью внедрение современных средств автоматизации ключевых процессов, задействованных в создании продукции и ее выпуске на рынок.
В последнее десятилетие в арсенале предприятий дискретного производства к традиционным инструментам САПР и автоматизации технологической подготовки производства добавились решения по управлению инженерными данными (Product Data Management, PDM) и класс систем еще более широкого назначения — для управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM). Несмотря на широкую распространенность не только понятия, но и практических реализаций PLM, в инженерной среде до сих пор можно наблюдать несходство толкований и нечеткость определений того, что составляет суть управления жизненным циклом изделия и каковы его основные компоненты. Два года назад в интервью еженедельнику Computerworld Россия («Быть ли PLM в России», Computerworld Россия, № 33, 2008) Мартин Айгнер, эксперт по вопросам управления жизненным циклом изделия и разработчик систем PLM, определил PLM так: «Интегративной основой системы PLM служит единая модифицируемая наращиваемая структура изделия, которая применяется на всех этапах разработки и выпуска самого изделия. Это означает, что вся информация об изделии формируется как компоненты такой структуры, преобразовываясь в процессе разработки и выпуска от составления технического задания к утверждению функциональной структуры и далее к подготовке и выпуску конструкторских и конструкторско-технологических спецификаций и спецификаций обслуживания».
Таким образом, с технической точки зрения платформа PLM обеспечивает интеграцию всей информации об изделии в единой структуре и всех создающих такую информацию систем на протяжении жизненного цикла изделия, в идеале — от зарождения идеи до производства, эксплуатации и вплоть до утилизации. Однако значение PLM не ограничивается технологическим объединением данных из систем автоматизации разных этапов жизненного цикла. Подход и решения PLM направлены на упорядочение бизнес-процессов дискретного производства, объединение на пути к цели выпуска конкурентоспособного продукта всех разрозненных подразделений предприятия, а также его поставщиков и даже клиентов. Аналитическое агентство CIMdata, специализирующееся на вопросах PLM, определяет управление жизненным циклом изделия как «стратегический бизнес-подход, который применяет согласованный набор решений для поддержки совместного создания, управления, распространения и использования информации, определяющей изделие, в рамках расширенного предприятия, интегрируя людей, процессы, системы и информацию».
Платформа PLM призвана обеспечивать поддержку базовых процессов создания и выпуска изделия, интегрируя решения по автоматизации проектирования, подготовке производства, инженерному анализу, организуя совместную работу проектировщиков и других участников разработки, обеспечивая автоматизацию потоков работ, визуализацию структуры изделия, управление изменениями и конфигурациями, документооборот в процессе работы над изделием. Эти ключевые составляющие PLM ведущие поставщики решений данного класса дополняют сегодня функциями управления портфелем продукции, контроля за соответствием регулятивным нормам, интеграцией в процессы создания изделия подразделений маркетинга и продаж, возможностями управления производством, средствами обеспечения качества, а также продуктовой аналитикой.
В базовой или расширенной комплектации PLM-решение и в целом внедрение методологии PLM на предприятии представляет собой долгосрочную инвестицию, значимость которой не снижалась для крупных предприятий даже в кризис. По данным аналитиков Forrester Research, в четвертом квартале 2009 года около трети (30%) ИТ-менеджеров сообщили о вложениях в программные решения PLM (за год до того этот показатель составлял 28%). Сложность, масштабность PLM-внедрений и, соответственно, связанные с этим значительные затраты делают понятным тот факт, что практический интерес к этой категории решений предъявляют преимущественно крупные предприятия: в том же опросе Forrester о реализации или расширении своих PLM-программ сообщили 24% ИТ-менеджеров из корпораций и только 14% представителей среднего и малого бизнеса.
С учетом комплексности задач управления жизненным циклом изделия несколько неожиданными представляются данные другого исследования Forrester, которые свидетельствуют о том, что значительная часть (23%) реализаций PLM на предприятиях Северной Америки и Европы остаются системами внутренней разработки (собственными силами или на заказ). На втором месте (20%) среди поставщиков PLM-решений — производители ERP, такие как IFS, Infor, Oracle, SAP. И лишь третье место (13%) занимают производители САПР, систем, из которых, собственно, и вырастала постепенно функциональность PLM/PDM.
Тем не менее именно ведущие игроки этого последнего сектора, такие как PTC, Dassault Systemes, Siemens PLM Software, определяют современные направления развития PLM и являются первопроходцами в реализации новой функциональности, такой, например, как социальные сети, объединяющие разработчиков и их потенциальных клиентов (DS 3Dswym), или поддержка мобильных платформ (Siemens PLM Software Teamcenter Mobility).
На сегодняшнем этапе проекты по развертыванию средств управления жизненным циклом изделия сталкиваются с целым рядом важных проблем, которые разработчики соответствующего ПО не могут не учитывать. Это, например, глобализация разработки продукции — многие крупные машиностроительные предприятия для сокращения затрат и активизации освоения новых рынков переносят процессы проектирования и производства в другие регионы. Для эффективной поддержки географической распределенности системы PLM должны обеспечивать стандартизацию процессов, эффективные механизмы совместной работы и обмена знаниями, предоставлять удобную прикладную инфраструктуру (предпочтительно на базе сервис-ориентированной архитектуры) для интеграции различных компонентов.
Задача интеграции вообще одна из наиболее острых в современной среде PLM, которая должна реализовывать связи с САПР различных поставщиков, внешними системами управления требованиями и портфелями проектов, ERP. Поскольку многие предприятия, особенно крупные, формируют свою среду PLM не один год и часто предпочитают не отказываться от уже работающих решений, добавляя к ним новые функциональные возможности, не менее важной для PLM-платформ является поддержка неоднородных инфраструктур управления жизненным циклом изделия, в том числе с помощью реализации индустриальных стандартов.