Ключевым преимуществом трехмерной визуализации,по мнению представителей компании Vizerra, является возможность выявить ошибки в проектировании на ранних этапах реализации проекта, что позволяет существенно снизить общие расходы |
Vizerra — один из немногих удачных российских стартапов. За три года, прошедших с момента ее основания, компании удалось довести свой годовой оборот до 1,5 млн евро, выйти на европейский и американский рынки, а также стать одним из подрядчиков в ряде знаковых российских проектов, включая строительство иннограда в Сколково. Начав с проектов в области 3D-туризма — создания точных трехмерных копий российских и мировых достопримечательностей, Vizerra достаточно быстро расширила свой пакет предложений, создавая трехмерные проекты архитектурных и градостроительных объектов, а также предоставляя решения в области индустриального дизайна. На сегодняшний день в портфеле компании почти три десятка проектов, подготовленных как для коммерческих, так и для государственных заказчиков.
Ключевым преимуществом трехмерной визуализации, как объяснил генеральный директор Vizerra Арман Гукасян, является возможность выявить ошибки в проектировании на ранних этапах реализации проекта, что позволяет существенно снизить общие расходы. По оценкам Гукасяна, экономия, как правило, достигает 10% общей суммы затрат по проекту, тогда как стоимость услуг Vizerra составляет не более 1%. Кроме того, создание трехмерной модели сложного объекта позволяет всем участникам проекта — инвесторам, строителям, архитекторам — увидеть единую картину, которая не только более наглядна, нежели чертежи, но и не уступает последним в точности. Дополнительными преимуществами являются небольшой «вес» создаваемых Vizerra моделей (объем файла даже самых масштабных из них не превышает 600 Мбайт), а также небольшие сроки, требующиеся для подготовки трехмерного проекта, — один-два месяца.
В качестве примера трехмерной модели Гукасян привел проект полной реконструкции района Сагрера в испанской Барселоне, который включает строительство нового транспортного терминала. Проектом охвачено порядка 4,4 млн кв. м, где разместится около 1,5 тыс. зданий, а его общая стоимость превышает 600 млн евро. Трехмерная модель района, объем которой составил всего 120 Мбайт, была создана Vizerra на стадии проектирования объекта и помогла обнаружить ряд ошибок в проектировании, в частности недостаточную ширину платформы в транспортном терминале, что вызвало бы неудобство у пассажиров, особенно в «час пик».
Что касается российских проектов, то здесь среди ключевых, безусловно, можно назвать проект сколковского иннограда и, в частности, так называемого «Гиперкуба» — первого здания в российском варианте Кремниевой долины. В нем разместятся не только офисы, но и информационный и бизнес-центры, а одна из стен здания будет использоваться как гигантский экран кинотеатра под открытым небом. Стоимость «Гиперкуба», по словам Гукасяна, составит порядка 600 млн руб., а 3D-проект здания обошелся заказчикам примерно в 1,6 млн руб. Также Vizerra является эксклюзивным подрядчиком Оргкомитета «Сочи 2014» по созданию виртуальной модели территории проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, в которой будет отображено более 600 кв. км города и его окрестностей.
Еще одной перспективной областью использования трехмерных моделей является индустриальный дизайн. Vizerra уже имеет опыт создания таких объектов — 3D-проект вертолета «К-62», созданный в полном соответствии с эскизами, предоставленными Центром промышленного дизайна и инноваций «Астраросса». Для достижения большего эффекта был имитирован пролет вертолета над руинами древнего города Мачу-Пикчу в Перу. Созданный на основе трехмерной визуализации видеоролик позволил заказчикам продемонстрировать свое решение более эффектным образом, чем это было возможно сделать с помощью статичных изображений.
Также Vizerra продолжает развивать направление виртуального туризма. Среди уже реализованных проектов — трехмерное моделирование таких популярных среди туристов проектов, как Староместская площадь в Праге, музей-заповедник «Кижи», Пушкинский музей и другие. Гукасян подчеркнул, что небольшие объемы файлов, содержащих трехмерные модели достопримечательностей, позволяют разместить их в Интернете и тем самым существенно увеличить аудиторию.
В этом году Vizerra, уже выйдя из категории стартапов, планирует активно расширять свой бизнес. По словам Гукасяна, в компании планируют не только предоставлять сервисные услуги, но и выпустить собственный коробочный продукт, который, как ожидается, поможет предприятиям малого и среднего бизнеса создавать трехмерные модели для своих нужд самостоятельно. Руководство Vizerra также рассчитывает на значительное расширение своего оборота и прогнозирует, что в этом году он достигнет 6,7 млн евро.