В Москве прошел круглый стол «Инвестиции в интернет-стартапы — перспективы 2011-12 гг.», собравший инвесторов и экспертов интернет-рынка.
Участники дискуссии обсудили достоинства и недостатки обеих сторон венчурного инвестирования — предпринимателей и инвесторов. И те и другие уже не те, что два-три года назад, считает Алексей Басов, вице-президент по рекламным сервисам Mail.ru Group. В последние полтора года, по его словам, Россия переживает настоящий бум предпринимательства. При том что не только представители интернет-стартапов научились правильно преподносить свои проекты инвесторам, но и последние стали применять четкие инвестиционные стратегии и использовать профессиональные команды для управления инвестициями.
Правда, большинство идей все равно никуда не годится, полагают другие участники круглого стола. Андрей Романенко, президент группы Qiwi, сказал, что 90% из 5-10 проектов, которые он просматривает ежедневно, невозможно коммерциализировать. Он уверен, что в России нужно делать то, что уже работает на Западе. Разве что таких гигантов, как Twitter или Skype, пытаться обойти уже не стоит. Игорь Табер, директор фонда Intel Capital, также не особо ратует за новизну, ибо полагает, что все вокруг — клоны: Facebook — клон MySpace, Google — клон Yahoo. Получается, что главное — не новизна, а качество исполнения. Как добавил Леонид Макарон, почетный президент медиахолдинга «Пронто-Москва», многие предприниматели не осознают, что то, что они предлагают, уже давно сделано и продано. В связи со всем вышесказанным все инвесторы советуют стартапам для начала хорошенько изучить зарубежный опыт.
Что касается инвесторов, то на рынке не остается места простым «денежным мешкам», считает Басов. Многие предприниматели, по его словам, не могут добиться хороших сделок исключительно потому, что их инвесторы ограничивают свою роль выделением средств. Правда, ложку дегтя в этом отношении добавил Евгений Пескин, член правления группы IBS. Он отметил, что некоторые потенциально успешные проекты гибнут как раз оттого, что инвесторы необоснованно считают себя большими профессионалами и вмешиваются в дела компании. А в ответ на жалобы инвесторов на нехватку отечественных проектов с глобальными перспективами Пескин заявил, что ни один российский инвестор все равно не потянет такой проект. Если уж он ему попадется, то нужно немедленно привлекать американские фонды, уверен он.
Точных оценок рынка инвестирования в интернет-стартапы участники круглого стола дать не смогли. Басов сообщил, что в 2010 году были осуществлены инвестиции в сотни стартапов приблизительно по 500 тыс. долл. в каждый. Говоря об инвестициях в более крупные фирмы, Табер называет сумму 300-350 млн долл.
Управляющий партнер фонда AddVenture Сергей Карпов привел такие цифры: в прошлом году объем рынка B2C в Рунете составил как минимум 15 млрд долл., из которых 1 млрд пришелся на интернет-рекламу, 7,5 млрд — на электронную коммерцию, 4,8 млрд — на платный контент, 1,2 млрд — на платный доступ к ресурсам и 500 млн — на SaaS.