Александр Элинсон: «Единого подхода, разделяемого центром и регионами, нет» |
В Совете Федерации прошел круглый стол по вопросам информатизации в осуществлении программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, организованный Комитетом по социальной политике и здравоохранению совместно с Комиссией по информационной политике. Информатизация здравоохранения — системная межотраслевая задача, о важности которой для государства говорит размер средств, выделенных для ее решения, — почти 29 млрд руб.
По словам Людмилы Нарусовой, председателя Комиссии СФ по информационной политике, работа по этому направлению ведется с 2002 года, однако и сегодня ситуация далека от совершенства. Согласно данным Минздравсоцразвития, на пятерых сотрудников среднестатистического лечебно-профилактического учреждения приходится одно компьютеризированное рабочее место, а непосредственно в лечебном процессе задействована лишь пятая часть всех ПК. Выход в Интернет имеет только треть ЛПУ, cистемы ведения электронных медицинских карт используют 8%, средствами телемедицины оснащены менее 3% медицинских организаций.
Однако недостаточная техническая оснащенность — не единственная и не самая сложная проблема, требующая решения. Прежде чем внедрять информационные системы, необходимо подготовить системы управления таким крупным портфелем проектов, каким является информатизация здравоохранения, однако отрасль к проектному управлению не готова, отметил Антон Декстер, заместитель директора Санкт-Петербургского МИАЦ.
Основными элементами проектного управления, позволяющими достигать поставленных целей, являются утверждение методологии, обеспечение ресурсами и организация обратной связи. «Не только о методологии, даже о терминологии пока не договорились, поэтому сложности при реализации проекта в столь короткие сроки неизбежны», — считает Декстер. По его словам, на уровне субъектов РФ системно-аналитической службой и проектными офисами де-факто являются МИАЦ, большинство из которых занимаются «изобретением велосипедов», а их руководители не обеспечиваются ни полномочиями, ни кадровыми и финансовыми ресурсами для выполнения тех управленческих задач, которые на них ложатся. Впрочем, и имеющиеся ресурсы используются неэффективно: приблизительно 60% ресурсов МИАЦ тратят на сбор данных, 20% — на их очистку и только оставшиеся 20% — на важнейшие задачи: анализ и прогнозирование.
В МИАЦ Санкт-Петербурга в течение последних нескольких лет опробовали практически все технологии, обсуждаемые ныне применительно к здравоохранению: внедрили информационные системы управления проектами и управления изменениями, ЭЦП, централизованную систему работы с медицинскими изображениями и даже консолидировали все закупки ИКТ-продуктов для ЛПУ.
Что касается национального проекта, залогом успеха, по мнению Декстера, является в первую очередь согласованная позиция федерального центра и регионов относительно ожидаемых результатов проекта и путей их достижения, подробный и понятный субъектам РФ план реализации, а также наличие на уровне регионов групп, управляющих процессом реализации проекта.
Главный исполнительный директор НИПК «Электрон» Александр Элинсон предложил участникам дискуссии быть реалистами: «Мы находимся в начале пути, и очевидно, что единого подхода, разделяемого центром и регионами, нет». По его мнению, не нужно питать иллюзий, что, потратив около миллиарда долларов (а на фоне подобных проектов в западных странах это весьма скромная сумма), удастся построить новую, великолепно работающую систему. Результатом ближайших двух лет могут стать первые шаги по гармонизации законодательства и отработанная на пилотных проектах модель информатизации, которую можно распространить по всей стране, считает Элинсон.
По мнению Бориса Кобринского, руководителя Медицинского центра новых информационных технологий МНИИ педиатрии и детской хирургии, за оставшиеся после всех согласований и утверждений год-полтора необходимо создать ядро электронной медицинской карты, которая должна иметь модульную структуру. Это даст возможность реализовать персоноцентрированную парадигму здравоохранения, обсуждаемую уже много лет.
Участники дискуссии рекомендовали закрепить статус оператора действующих и создаваемых региональных информационных ресурсов за МИАЦ, обеспечивающими юридически значимый информационный обмен с территориальными фондами ОМС и страховыми организациями. Субъектам РФ рекомендовано создавать региональные программы обучения медицинских работников информационным технологиям, а также единые информационные ресурсы региона на базе региональных МИАЦ.
Однако в одобренных Советом при президенте РФ по развитию информационного общества документах, включая порядок создания регионального фрагмента единой информационной системы в сфере здравоохранения, об особой роли МИАЦ речи не идет. Так что каким станет региональный проектный офис информатизации здравоохранения в реальности, еще неясно.