Андрей Столбов: «Сегодня мы методологически еще не совсем готовы к переходу на облачные технологии» |
Облачные технологии в здравоохранении — будущее, в котором медицинские организации обладают доступом к информационным и вычислительным ресурсам, но избавлены от необходимости содержать собственные серверные мощности и штат ИТ-специалистов. Однако скорый переход на облака, выбранные в качестве технологической модели для информатизации крайне слабо автоматизированной отрасли, вызывает множество вопросов.
Масштабы страны и ее неоднородность, отсутствие хороших интернет-каналов, разнопрофильность лечебных учреждений, отсутствие общих нормативных баз и справочников не способствуют повсеместному использованию облачных технологий в России, полагает Виктор Абрамов, директор по продажам компании InterSystems. По его мнению, имеет смысл строить отдельные облака в «кустовых» ЦОД в регионах или региональных ЦОД и уже в них реализовывать бизнес-модель SaaS.
Главное препятствие на пути в облака — отсутствие скоростных и надежных каналов связи — все же преодолимо.
«Хорошие и надежные каналы у нас все-таки будут, и трафик подешевеет, поскольку это объективная потребность и общества, и экономики, и бизнеса», — уверен Андрей Столбов, замдиректора МИАЦ РАМН.
Главное — не забывать, что облачные технологии — не цель, а средство достижения основных целей информатизации здравоохранения. «Главная опасность заключается в том, что львиная доля средств, выделяемых на информатизацию, будет направлена на формирование облачной инфраструктуры, а не на автоматизацию ЛПУ, в результате этой инфраструктуре будет некого и нечего обслуживать», — полагает Игорь Гридин, гендиректор «Аксимед». По его мнению, использовать только облачную технологию неверно, регионам необходимо предоставить большую свободу в выборе технической и технологической инфраструктуры, оптимальной для построения регионального сегмента ЕГИС здравоохранения.
Некорректно говорить об информатизации здравоохранения, пока не решаются собственно медицинские проблемы: хорошее образование, достойная зарплата врачей и медсестер, оснащение клиник современным оборудованием и обеспечение их доступности для населения, заметил Антон Антич, региональный директор Veeam Software. «Можно начать с создания системы управления историями болезни, уйти наконец от допотопных карточек и пыльных регистратур с очередями, но это весьма дорогостоящий проект, который никак не повысит качество лечения людей», — считает он.
Решив системные проблемы медицины, можно сделать ее одним из главных потребителей облачных услуг в нашей стране: создать централизованную базу данных историй болезни граждан, а вокруг нее — целую систему решений для больниц и поликлиник. Огромному количеству медучреждений по всей стране останется просто начать пользоваться готовым продуктом. Такого уровня автоматизации пока нет нигде в мире, и на пути создания подобной модели в России нет никаких технологических препятствий. Автоматизация в большинстве медучреждений отсутствует, поэтому нет проблемы с интеграцией унаследованных систем, можно с нуля построить эффективное решение, считает Антич.
Однако опыт крупных ИТ-проектов во всех отраслях показывает, что технологические сложности обычно меркнут на фоне управленческих проблем.
«Сегодня мы методологически еще не совсем готовы к переходу на облачные технологии», — полагает Столбов.
Во-первых, окончательно нормативно не урегулированы вопросы аутсорсинга обработки персональных данных, много неясностей и юридически неоднозначных вопросов при ведении в облаках первичной медицинской документации.
Во-вторых, отсутствуют убедительные методики финансово-экономического обоснования и оценки совокупной стоимости владения для различных моделей облачных технологий.
В-третьих, нет достаточных данных о потребности в трафике, допустимых задержках при решении различных задач в медицинских и прочих информационных системах медучреждений и органов управления здравоохранением. Необходима классификация задач с точки зрения рисков при их выполнении в облаках. Чтобы макетировать задачи, предстоит накопить «критическую массу» опыта, провести дополнительные исследования для принятия обоснованного решения.
Тем не менее нужно двигаться вперед, но руководствуясь при этом принципом «не навреди». Поэтому начинать стоит с пилотных проектов и решения в облаках управленческих задач, некритичных для лечебного процесса, заметил Столбов.
По мнению Абрамова, в «облако» можно «посадить» лабораторную информационную систему, для которой возможна централизации с точки зрения бизнес-процессов, обработки результатов, нормативов, справочников. А вот задача создания универсальной МИС, с которой могли бы работать из облака разнопрофильные ЛПУ всей страны, является утопической, так как бизнес-процессы, например перинатального центра и кожно-венерологического диспансера, кардинально различаются.
«Миграция МИС в ‘облака’ пока очень рискованна, хотя, безусловно, это направление перспективно», — отметила Наталья Литвиненко, замдиректора компании «Арте-Софт». МИС внедряются очень долго и трудно, даже когда ведется персональное обучение медиков, а что будет, когда спустят сверху федеральное ПО? Конечно, Минздравсоцразвития обязано обеспечить обучение, но чьими силами это будет выполняться?
Неподготовленность инфраструктуры, методологии и самих медиков — наиболее существенные проблемы, с которыми здравоохранению придется справиться, совершая «прыжок в облака».