Григорий Липич надеется, что в текущем году российский рынок будет расти быстрее |
Компания «ABBYY Россия» подвела итоги 2010 года и обнародовала планы на очередном партнерском семинаре ABBYY Discovery Days. Григорий Липич, генеральный директор компании, отметил, что ее оборот в рублевом исчислении за отчетный период почти сравнялся с докризисным. В 2010 году по отношению к 2009 году рост составил 4%, от показателей 2008 года компания отстала всего на 0,4%.
Корпоративные продажи в 2009 году поднялись на 31% — за счет проектов, начатых или запланированных до кризиса, а в 2010-м упали на 4% (по отношению к 2009-му). Розничные продажи, наоборот, в 2009 году упали на 35%, а в 2010-м поднялись до 80% докризисного показателя.
По словам Липича, результаты 2010 года могли быть и лучше и даже превзойти результаты 2008-го, однако неожиданно подвел четвертый квартал, на который традиционно приходится почти 40% оборота. Если в первом полугодии рынок, как и ожидалось, восстанавливался, а в третьем начал расти, то в четвертом рост замедлился, особенно это сказалось на розничном бизнесе компании.
На мобильные решения приходятся пока единицы процентов оборота, однако продажи мобильных продуктов неуклонно растут — в 2009 году они увеличились на 34%, в 2010-м — еще на 29%.
Рост продаж ПО для мобильных устройств неудивителен — в 2010 году, несмотря на кризис, по данным Gartner, было продано 296,6 млн смартфонов, на 72% больше, чем в 2009-м. Соответственно растут и продажи приложений для них. По доходам от приложений вне конкуренции Apple AppStore, на этот магазин приходится, по данным исследователей из компании IHS, 82,7%. В 2009 показатель был еще выше — 92,8%, но конкуренты смогли немного приподняться. В прошлом году свою долю увеличили и BlackBerry App World (с 4,3 до 7,7%), и Ovi Store (с 1,5 до 4,9%), и Android Market (с 1,3 до 4,7%).
Лидерство AppStore, полагает Липич, объясняется как большей склонностью обладателей iPhone к покупке дополнительного ПО, так и удобной организацией процесса покупки в магазине Apple.
У самой «ABBYY Россия» позитивный опыт работы с магазином Apple. Первые три квартала 2010 года, пока на «российском» AppStore можно было купить только ABBYY Business Card Reader, количество загрузок колебалось в районе 1-2 тыс. за квартал. В четвертом квартале, после выхода Lingvo для iOS, количество загрузок выросло в четыре раза — до 8 тыс., в первом квартале 2011 года — еще на 66%.
Впрочем, статистика продаж Business Card Reader на Android Market (cейчас там есть две версии продукта: бесплатная Lite и «обычная» платная) показала, что и поклонники этой платформы активны и платежеспособны.
Соответственно iOS и Android в ABBYY считают пока самыми перспективными платформами. Поэтому, как заявила Екатерина Прокашева, руководитель отдела продуктового маркетинга «ABBYY Россия», в 2011 году для них компания будет создавать новые продукты и развивать имеющиеся.
Что касается создания приложений для Windows Phone 7, поддержку которой обещала Nokia, то в ABBYY считают разумным подождать с разработками до тех пор, пока в мире продадут хотя бы 10 млн устройств на этой платформе. Опоздать в компании не боятся, полагая, что имеющиеся у нее технологии в области распознавания и лингвистики позволят компенсировать отставание во времени. Такой подход к разработке приложений для мобильных платформ в ABBYY применяли по отношению и к iOS, и к Android.
Инвестициями являются и разработки SaaS-решений. В марте 2010 года запущен в тестовую эксплуатацию сайт www.abbyyonline.com, в апреле вышел ABBYY Lingvo Intranet Server, в июле начала работать полнофункциональная версия сервиса www.finereaderonline.com (сейчас он — часть www.abbyyonline.com).
Разумеется, новые продукты ABBYY создаются не только для мобильных платформ. В апреле 2010 года компания выпустила FineReader Engine 9.0 for Linux, в августе — Lingvo for Mac, в сентябре — ABBYY FineReader Engine 10, в октябре — FineReader 10 Home Edition.
Среди других важных событий года Липич отметил участие в проведении ЕГЭ (с помощью ABBYY TestReader было обработано более 3 млн экзаменационных работ российских школьников), более чем двукратный рост числа участников молодежного чемпионата по онлайн-переводу «Кубка Lingvo» — их стало более 4,6 тыс., начало сотрудничества с издательством «Просвещение», а также то, что проект компании по созданию лингвистической технологии Compreno стал резидентом Сколково.
В 2011 году весной вышла новая версия решения для потокового ввода данных и документов — ABBYY FlexiCapture 10, на протяжении года будут обновляться Lingvo и FineReader. Осенью выйдет новое решение — Business Card Reader Desktop. Появятся мобильные решения, в частности StreetGrabber — нахождение адреса на карте посредством фотографирования уличных табличек и Text Grabber — перевод сфотографированного текста в редактируемый вид с возможностью перевода посредством Google Translate.
Относительно планов на 2011 год Липич отметил, что начало года показало положительные тенденции и по его результатам планируется увеличить оборот компании на 15-20%.