Двигатель SaM146 является одним из наиболее перспективных изделий «Сатурна». В настоящее время он устанавливается на семейство самолетов Sukhoi Superjet 100, однако сертификация по европейским стандартам, состоявшаяся прошлым летом, дает ему шанс выйти и на западные рынки (Фото: PowerJet) |
«Без западных технологий мы неконкурентоспособны. Даже при производстве боевых двигателей мы должны сотрудничать с Западом — как минимум в области обработки информации», — заявил Илья Федоров, управляющий директор НПО «Сатурн».
В апреле предприятие объявило о создании системы послепродажного обслуживания для двигателей PowerJet SaM146, разработанной совместно с компанией Luxoft.
Двигатель SaM146 является одним из наиболее перспективных изделий «Сатурна».
В настоящее время он устанавливается на семейство самолетов Sukhoi Superjet 100, однако сертификация по европейским стандартам, состоявшаяся прошлым летом, дает ему шанс выйти и на западные рынки.
Но реальную конкурентоспособность определяет не только техническая составляющая изделий: как минимум необходимо достойно представить продукцию на мировом рынке.
Кроме того, заказчикам важна информационная поддержка и послепродажное обслуживание.
«Мы рассматриваем бизнес послепродажного обслуживания как один из ключевых элементов деятельности», — отметил Юрий Зеленков, директор «Сатурна» по ИТ.
На рынке сложилась ситуация, когда двигатели поставляются заказчикам практически по себестоимости.
Таким образом, само их производство не слишком выгодно.
Деньги на своей продукции компании зарабатывают уже в дальнейшем — за счет обслуживания и ремонта.
Еще с советских времен востребованных функций у систем послепродажного обслуживания на внутреннем рынке было мало. Однако на внешнем рынке ситуация принципиально иная, и требования гораздо выше.
Столь функциональную систему для информационной поддержки всех остальных продуктов компании строить нецелесообразно, но в данном случае экономить на ней было недопустимо.
PowerJet — виртуальная компания, в которой все функции выполняют специалисты материнских организаций, НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. Виртуальное предприятие призвано стереть границы между производителем и заказчиками.
«Информационная система должна быть доступна заказчикам, поэтому мы предоставили доступ внешним пользователям к данным компании», — отметил Зеленков. Разумеется, при этом возникает серьезная проблема аутентификации и управления пользователями, и соответствующий модуль должен был стать одним из ключевых в реализуемой системе.
При создании системы было решено использовать аутсорсинг везде, где это возможно, и максимально применять продукты с открытым кодом. Оба этих подхода на «Сатурне» до сих пор не практиковались.
В качестве платформы в числе прочего использовались портал LifeRay, сервер приложений JBoss, СУБД MySQL, ECM-система Alfresco.
Разумеется, ориентация на бесплатные решения была продиктована попыткой сэкономить.
Как объяснил Зеленков, проприетарные продукты не давали преимуществ, а стоимость лицензий была бы весьма существенной.
Например, при использовании СУБД Oracle стоимость решения выросла бы на сотни тысяч долларов.
Хостинг решения осуществляется в центре обработки данных компании NTT во Франции.
К сожалению, никто из российских провайдеров не смог предложить адекватных условий, включающих не только инфраструктурную составляющую, но и поддержку приложений.
Обе практики — и аутсорсинга, и ориентации на открытые программные решения — были признаны успешными, к ним планируется прибегать и в дальнейшем, причем нарастающими темпами.
«Я являюсь приверженцем жесткой экономии, но ИТ на каждый вложенный рубль дают десятки рублей отдачи. Поэтому мы будем инвестировать максимально допустимые средства в технологии и предельно широко освещать это», — заявил Федоров.
По мнению руководства «Сатурна», в области информационных технологий предприятие находится на уровне западных конкурентов, хотя с управленческой точки зрения ему есть над чем работать.
Вероятно, в ближайшее время на «Сатурне» будет начато внедрение новой системы ERP.