Фото: TU Delft |
Если двухколесный велосипед толкнуть вперед, придав ему достаточную скорость, он какое-то время проедет, сохраняя равновесие. До недавнего времени ученые сходились во мнении, что устойчивость велосипеда тесно связана с двумя факторами: вращение колес обеспечивает стабильность за счет гироскопических эффектов; важную роль играет линейное отставание — расстояние от точки контакта переднего колеса с поверхностью земли до пересечения с нею оси поворота руля. Физики из Делфтского технического университета (Голландия) разработали математическую модель, которая точно предсказывает, при каких скоростях велосипед заданной конструкции будет устойчивым. Исследователи подтвердили действенность модели экспериментально: они собрали велосипед особой конструкции, доказывающей, что два упомянутых фактора не критичны для устойчивости при достижении определенных скоростей.