Как развивается рынок электроники? Как влияют цифровые технологии на уровень его развития? Каковы предпочтения российского и зарубежного потребителя? Этим вопросам был посвящен круглый стол, организованный «МИДэкспо» и РИА «Новости» в преддверии выставки Consumer Electronics & Photo Expo.
«Сегодня Россия не является главным рынком для большинства крупнейших производителей электроники, — заявил Александр Онищук, президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). — Это подтверждается уже тем, что Apple начинает поставки своей продукции в Россию позже, чем в остальные страны, а техника Motorola, по сути, и вовсе не представлена на территории нашей страны». Несмотря на это, по его мнению, Россию наряду с Казахстаном многие компании считают перспективной с точки зрения благоприятных условий для развития бизнеса. (С прошлого года вступил в силу закон о таможенном союзе с Белоруссией и Казахстаном, в рамках которого на границах союзных государств отменяются любые пошлины. Это повлекло за собой изменение правил ввоза техники на территорию страны.)
В нашей стране практически не работают международные торговые сети, кроме, разве что, «МедиаМаркт». Мобильный рынок в основном представлен небольшими компаниями, но их процент с каждым годом становится меньше, а на смену приходят операторы. Причем для последних, как правило, связь первична, а телефон вторичен, поэтому с этим быстро растет интерес компаний-продавцов к продаже контента.
«Продав, например, электронную книгу единожды, можно бесконечно получать деньги от продажи контента», — заметил Онищук.
Как указала Наталья Моржова, руководитель отдела исследований розничной торговли GfK Rus, за последние десять лет в Европе количество независимых компаний-продавцов упало на 40% и сегодня составляет 20% общего числа, в то время как сетевые магазины заняли долю в 80%. Также, по ее словам, в России сильно упало количество «серой» продукции (менее 5%), поскольку сегодня ее реализация стала невыгодной.
Продолжается рост популярности смартфонов (продажи увеличились за прошлый год более чем вдвое, как в денежном, так и в количественном исчислении), при том что фактическое использование функционала подобных аппаратов по-прежнему не превышает 10%.
«Потребителя прежде всего интересуют внешние качества телефона, такие как размер экрана или его сенсорность, — полагает Моржова. — Чрезвычайно популярны смартфоны с наличием Wi-Fi и GPS». Смартфоны с сенсорными экранами выбирают 20% покупателей, GPS интересует 15%, а в Bluetooth заинтересовано 40% потребителей. Больше половины из них предпочитают диагональ экрана свыше пяти дюймов, такая же ситуация наблюдается с пользователями фотокамер. На потребительском рынке доля недорогих камер (до 3,5 тыс. руб.) за прошлый год увеличилась с 16 до 30%. Спрос на системы автомобильной навигации тоже вырос более чем вдвое.