Ник Росситер: «Для создания инновационной экономики в России нужно увеличить расходы на ИТ» |
Ник Росситер почти два десятка лет работает на ИТ-рынке нашей страны. В 90-х он возглавлял представительство Hewlett-Packard, теперь является региональным директором корпорации Symantec в России и других странах СНГ. Росситер ответил на вопросы Computerworld Россия.
Вы длительное время работаете в нашей стране. Какое мнение у вас сложилось о российском ИТ-рынке, чем он вас привлекает?
Я люблю Россию, мне нравится здесь жить и работать. Российские заказчики очень заинтересованы в технологиях, и мне, как инженеру, весьма интересно сотрудничать с ними. Российский ИТ-рынок динамично развивается. Я помню начало 90-х, когда здесь превалировали старые ЭВМ серий ЕС и СМ и огромное количество «самописного» программного обеспечения. Сегодня технологический разрыв между Россией и другими странами не так уж и велик, за исключением, может быть, отставания в сфере облачных решений. Хотя в телекоммуникационном секторе, в частности в «ВымпелКоме», формируется фундамент развития облачных услуг в России.
Сегодня основным отличием ИТ-рынка России от рынков других стран является объем расходов на информационные технологии. В Европе и США — это соответственно 3,5 и 3,8% ВВП, в России — не более 1,5%. Для создания инновационной экономики, о которой немало говорится в последнее время, этот показатель должен быть увеличен.
Что можно сказать о современном состоянии рынка продуктов информационной безопасности? Чувствуется ли еще влияние кризиса?
Рынок программных продуктов информационной безопасности затронут кризисом намного меньше других сегментов ИТ-индустрии. Прошедший год был весьма впечатляющим — росли объемы данных, нуждающихся в защите, заметно увеличилось также число громких инцидентов в области безопасности, включая появление промышленного червя Stuxnet и утечки информации, породившие публикации Wikileaks. Развитие социальных сетей, распространения мобильных устройств, виртуализация и консолидация, облачные вычисления — все это не позволяет забывать о важности информационной безопасности, усложняет защиту данных, требует совершенствования технологий и повышает спрос на наши решения. В целом мы видим положительную динамику данного сегмента рынка в мире и в России.
А что происходит в России?
Спад здесь, конечно, был, но темпы роста опережают прогнозы. В IDC ожидали выхода на докризисный уровень в 2012 году, но теперь говорят уже о 2011-м. Из-за кризиса нам не пришлось менять стратегию, практически не изменилась и структура продаж: на долю ПО информационной безопасности приходится примерно 40% доходов, на продукты управления хранением данных — около 60%. Российские предприятия заинтересованы в повышении эффективности информационных систем и уменьшении связанных с ними расходов, что способствует смещению их интересов с точечных систем к комплексным решениям в области безопасности.
Здесь стали более внимательно относиться к угрозам и готовы тратить больше денег на их отражение?
Безусловно. Если раньше интерес пользователей ограничивался в основном антивирусными и антиспамовыми средствами, то теперь их значительно больше интересуют продукты, позволяющие обеспечить соответствие регуляторным требованиям, осуществляющие управление информационными системами, предотвращающие утечки конфиденциальных данных (Data Loss Prevention, DLP). Системы DLP — наиболее быстрорастущий сегодня сегмент нашего бизнеса в России.
Информационная безопасность требует не только внедрения специализированных ИТ-продуктов, но и мероприятий административного и организационного характера. Предлагаете ли вы совместно с партнерами консалтинговые услуги и комплексные решения?
Да, мы делаем все это. Внедрение комплексных систем информационной безопасности — одно из приоритетных направлений деятельности Symantec. Мы работаем вместе с российскими партнерами, уделяя значительное внимание передаче им знаний и опыта наших специалистов. У нас вполне достаточно ресурсов для реализации сложных проектов — от оценки состояния информационной безопасности предприятий и возможных рисков до внедрения комплексных решений. Нашими партнерами являются здесь также локальные офисы таких консалтинговых компаний, как Deloitte или PricewaterhouseCoopers. Это очень важно, поскольку комплексные решения должны быть интегрированы в бизнес-среду.
Как, по вашему мнению, у нас обстоит дело с развертыванием облачных сред?
Я уже упоминал о некотором отставании в данной области. Аналогичным образом на начальном этапе внедрения виртуализации все говорили об этой технологии, но мало кто решался ее реально использовать. Сомнения у людей возникают не только здесь, но и в других регионах мира, и они связаны в основном с обеспечением безопасности и конфиденциальности в облачных средах. Показательно, что зачастую сотрудники предприятий используют облачные сервисы, а ИТ-специалисты даже не знают об этом. Единственный способ защитить информационные ресурсы организаций и избежать неприятностей — применять политики безопасности, разработанные с учетом возможных угроз и рисков для бизнеса, и обучать персонал приемам безопасной работы. Наши новейшие программные продукты поддерживают работу в виртуализованных и облачных средах. Приобретение компании MessageLabs вывело Symantec на лидирующие позиции в области SaaS-решений.
Вы отмечали важность работы с предприятиями среднего и малого бизнеса. Не мешает ли вам все более широкое распространение бесплатного ПО?
Рост бизнеса Symantec в России самым тесным образом связан с компаниями сектора SMB, особенно в регионах. Ценность нашего ПО определяется не только его качеством и функциональностью, но и технической поддержкой, а также репутацией нашей компании. Всего этого нет в бесплатном ПО, я не вижу проблем, связанных с ним. Доля SMB в российских продажах Symantec постоянно увеличивается. По прогнозам, работа с этим сектором будет приносить нам до 40% доходов, остальное придется на долю корпоративных заказчиков.
Продвижение в регионы требует разветвленной партнерской сети...
Залогом успеха бизнеса любого западного вендора в России является взаимодействие с сильными локальными партнерами. Я это понял, когда приехал сюда, и до сих пор придерживаюсь такой точки зрения. У Symantec здесь четыре дистрибьютора, дилерская сеть которых охватывает всю страну — от Владивостока до Калининграда. Мы стремимся, чтобы эти компании отличались технологической специализацией, что особенно ценят заказчики при выборе технологических партнеров, а также обладали знаниями особенностей различных вертикальных рынков.
Какие наиболее заметные проекты реализованы вашими партнерами в прошлом году?
За последнее время в телекоммуникационных и энергетических компаниях, банках и ряде других организаций на базе наших продуктов и технологий выполнены крупные проекты, связанные с внедрением систем DLP, развертыванием решений, обеспечивающих поддержку регуляторных требований, созданием комплексов защиты и резервного копирования данных. Следует также отметить возвращение к отложенным из-за кризиса проектам в области ЦОД, хотя они возвращаются с уменьшенными бюджетами. В перспективе было бы очень интересно участвовать в программе выпуска единых идентификационных карт. Нам особо импонирует тот факт, что президент Медведев, говоря об этой программе, выделил важность вопросов безопасности и защиты персональных данных, то есть именно тех областей, где Symantec может оказать реальную помощь.
С какими результатами вы подошли в России к завершению в марте 2011-го финансового года?
Год был очень успешным, продажи увеличились, мы выходим на докризисный уровень.