Игорь Щеголев напомнил, что к 2015 году в электронный вид в России должны быть переведены все госуслуги |
Открывавший очередное заседание Совета по региональной информатизации глава Минкомсвязи Игорь Щеголев, характеризуя нынешнее положение дел c электронными госуслугами, вспомнил древний философский трактат, который был написан на бамбуковых табличках и размещался на трех телегах.
«Надо постараться сделать так, чтобы три телеги бумажек — разных бланков и заявлений — превратились в одну простую электронную услугу», — сказал Щеголев.
С 1 июля органы власти должны перестать требовать с граждан предоставление документов, имеющихся в других органах власти, напомнил руководитель Минкомсвязи. Для этого создаются специальные базы данных, доступ к которым будет у всех ведомств.
«Мы предлагаем считать недопустимыми необоснованные требования документов, составляющих персональные данные гражданина, и предусмотреть административную ответственность за необоснованное требование таких документов», — заявил Олег Фомичев, заместитель главы Минэкономразвития.
Ответственность должна быть введена не только за необоснованные требования документов, но и за ненадлежащее ведение баз данных органов власти, добавил Щеголев. «Если человек обращается к порталу госуслуг, заполняет анкету, а потом приходит в госорган за услугой и слышит, что неверно заполнил анкету, руководителям и чиновникам этих органов власти придется отвечать за ведение ведомственных баз данных», — пояснил министр. Понесут ответственность региональные чиновники, отвечающие за информатизацию, — скорее всего, по словам Щеголева, они отправятся в отставку.
Фомичев сообщил, что министерство также предлагает законодательно установить небольшой перечень документов, которые гражданин все же должен будет предъявлять в госорганы. Это документы персонального хранения, такие как диплом об образовании, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, документы на собственность и ряд других, без предъявления которых обойтись невозможно.
Следующий этап развития электронного правительства — внедрение электронной цифровой подписи. На этот инструмент возлагают большие надежды: с внедрением уникального идентификатора гражданина произойдет своего рода прорыв в создании электронного правительства — для подачи заявления не нужно будет лично общаться с чиновниками, все общение будет происходить по Интернету.
Однако для этого еще предстоит создать единую сеть удостоверяющих центров, а также общий реестр цифровых подписей, что займет немало времени.