По мнению специалистов-практиков, очень важно при внедрении RFID не впадать в иллюзии |
Вокруг технологии радиочастотной идентификации сложилась довольно странная ситуация: с одной стороны, высочайший интерес потенциальных заказчиков к возможностям, заложенным в эту технологию, с другой — отсутствие достаточного реального опыта и конкретных проектов, на примере которых можно было бы оценить эффективность данных решений. Желание понять причины такого противоречия послужило поводом для круглого стола, который был организован редакцией журнала «Директор информационной службы» (CIO.RU) и компанией «Систем Групп Рус».
По замыслу разработчиков технологии, на объект для его контроля или учета крепится RFID-метка с уникальной информацией и позволяет идентифицировать объект, к которому прикреплена. Данная метка по беспроводной связи передает информацию о «своем» объекте в компьютерную базу данных, что дает возможность в режиме реального времени отслеживать его состояние. Впервые метки RFID стали крепить на багаж в аэропортах. Но уже первый опыт практического применения показал узкие места этой технологии: оказалось, что на длительных рейсах больше половины меток успевали размагнититься. Поэтому, по мнению Сергея Комягина, генерального директора компании «Систем Групп Рус», очень важно при внедрении RFID не впадать в иллюзии. Рассматривая возможность применения этой технологии, следует четко понимать, какое решение для данной практической задачи выбрать. Если в зоне действия метки существуют электромагнитные поля, то следует выбирать активные (с собственным источником питания) метки, но тогда цена решения значительно возрастет.
Ограничением для использования RFID также является металлическая упаковка и жидкости, которые не позволяют гарантировать качество считывания данных с метки. Кроме того, в России принят европейский стандарт RFID, но в урезанном виде. Как пояснил Валерий Шерман, ведущий технический архитектор Motorola Enterprise Mobility Business, на сегодняшний день без дополнительных лицензий и разрешения можно внедрять только те RFID-проекты, где мощность считывателя не превышает 100 мВт. Для ручного считывателя в этом случае обеспечивается устойчивое считывание метки на расстоянии 40-50 см, что для стационарного считывателя явно недостаточно. Известные Шерману попытки получить разрешение на необходимые радиочастоты заканчивались неудачно. Однако на свой страх и риск многие используют неразрешенные частоты. Пока не было ни одного случая наказания за это, но говорить о такой практике никто публично не решается. В этом видится одна из причин отсутствия на российском рынке «громких» проектов внедрения RFID.
Кроме того, зачастую инициативы внедрения RFID-систем исходят от руководства, а оно, как правило, информировано только о достоинствах технологии, но не о проблемах, которые приходится решать при ее внедрении.
Однако наличие успешных внедрений говорит о том, что не стоит отказываться от преимуществ RFID. Например, в киевском торговом центре «Магеллан» было решено собрать данные о количестве покупателей в торговом зале за некоторый период времени, определить среднее время пребывания покупателя в торговом зале и оценить оборачиваемость тележек. Для этого необходимо было понять, сколько времени тратится на выбор товара, сколько покупателей интересуется теми или иными группами товаров, как часто и т. д. Для решения задачи компанией «Систем Групп Рус» тележки покупателей были оборудованы RFID-метками (с уникальным номером каждая). Антенны RFID-считывателей размещались на потолке над проходами, кассами и полками. Благодаря этому решению удалось собрать не только изначально планировавшиеся данные, но и достаточно полную статистику о перемещении покупателей по залу, на основе которой было оптимизировано размещение товаров.
Другой пример привел Дмитрий Ребров, менеджер по ИТ-поддержке компании CCHBC, входящей в группу Coca-Cola Hellenic. Деятельность CCHBC связана с производством безалкогольных напитков. Из-за технологических ограничений планировавшийся RFID-проект в рамках профильной деятельности пришлось заморозить. Однако у компании есть очень много функций, не относящихся к ее основному бизнесу. В частности, в розничных точках присутствуют фирменные холодильники. Учитывая, что каждый стоит порядка тысячи евро, понятно, что желателен контроль за их местоположением, идентификация и учет. И здесь применение RFID с помощью существующих на рынке технологий, интегрированных в корпоративные информационные системы, вполне возможно.
По мнению Сергея Адмиральского, ИТ-директора ювелирной группы «Адамас», ИТ-сообществу крайне не хватает свежих идей и подробных примеров успешного применения RFID. Тем более что убедительной альтернативы RFID пока не видно. Шагом в развитии RFID сейчас считаются интеллектуальные радиометки, где, кроме собственно идентификатора, имеются различные датчики, позволяющие получить информацию о состоянии товара в процессе его транспортировки. Но это не замещение, а скорее эволюция RFID.