По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, электронные дневники и журналы должны появиться во всех школах уже к 2012 году (Фото: CC BY-SA 3.0 A.Savin) |
На сегодняшний день создано достаточно много школьных информационных систем, которые включают не только модули электронных дневников и журналов, но и сервисы, помогающие, например, отслеживать посещаемость и получать доступ к другой актуальной информации.
Ключевыми компонентами школьной информационной системы являются электронный журнал и дневник, дублирующие по основным функциям своих бумажных «предков». Выставляемые учителем оценки автоматически попадают в дневник школьника, кроме того, на основе данных электронного журнала педагог может формировать отчеты и табели успеваемости, составлять рейтинги и т. д. Оценки, выставляемые в журнале, автоматически дублируются в дневник ученика, помимо этого, в последний в автоматическом режиме добавляется расписание уроков и домашние задания. Также школьная инфосистема, по словам Константина Раева, руководителя проектов компании «Электронная школа», предусматривает возможность информирования родителей о школьных успехах их детей и полученных ими домашних заданиях. Уведомления могут рассылаться как по электронной почте, так и посредством SMS. Кроме того, школьная инфосистема включает в себя обмен сообщениями между всеми участниками образовательного процесса и интегрируется с продуктом «Карта учащегося». Такая интеграция дает возможность информировать родителей о времени прихода и ухода ребенка из школы и позволяет администрации формировать отчеты о посещаемости в масштабах школы.
По мнению Игоря Царькова, преподавателя физики подольской школы № 29, подобная система учета успеваемости особенно удобна в сочетании с другими электронными формами обучения. В этой школе проводится эксперимент по внедрению электронных занятий, на них привычные тетради и учебники заменены на нетбуки Aquarius NE410, а результаты попадают в единую базу данных, доступную через Интернет. Сейчас, по словам Царькова, оценки, полученные учениками за выполнение электронных заданий, приходится дублировать вручную в обычный школьный журнал и затем выставлять в дневники. С внедрением в школе их цифровых аналогов такая необходимость отпадет, что позволит сэкономить время преподавателя.
Вместе с тем в школах, где по-прежнему преподают традиционными способами, внедрение электронных форм учета успеваемости зачастую вызывает протест у педагогов. Основной трудностью при внедрении электронного дневника является отсутствие соответствующего материально-технического обеспечения, считает Раев. По его словам, нет никаких проблем с внесением в электронные формы полученных на уроке оценок, если компьютер стоит на рабочем столе учителя. Но в случае, когда компьютеры есть только в отдельных классах, учителям приходится оставаться после уроков, чтобы вносить информацию в электронный дневник, а это дополнительная нагрузка, которая понравится не каждому. Кроме того, требуется ответственный за ведение и администрирование школьной инфосистемы, обычно эта функция возлагается на заместителя директора по ИТ.
Важный аспект при внедрении школьной инфосистемы — обеспечение защиты данных. Обычно, по словам Раева, доступ в систему организовывается через персональные логины и пароли, формируемые для каждого участника. Для каждой учетной записи существует строго разграниченный набор функций.
Можно предположить, что с распространением систем электронных дневников проблема защиты содержащейся в них информации будет становиться все более актуальной. Уже сейчас в Интернете можно найти программы для взлома школьных инфосистем, которые обещают за считаные минуты заменить все полученные «двойки» на «четверки» и «пятерки».