В 2005 году стартовала новая программа повышения качества образования, включенная президентом страны в состав четырех приоритетных национальных проектов (Фото: www.classmatepc.com) |
Начало глобальной информатизации российских образовательных учреждений почти совпало с началом XXI века. В середине 2001 года правительство РФ впервые поставило внедрение ИТ в учебных заведениях на плановую основу, дав старт федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды», рассчитанной на пять лет. К моменту старта программы ситуация в российских школах была удручающей: большую часть компьютерного оборудования в школах представляли устаревшие модели, поставленные в 1985-1992 годах, при этом один ПК приходился в среднем на 500 учащихся, только 1,5% общеобразовательных учреждений имели выход в Интернет и менее чем в 20% школ в штате числился специалист по информатике.
Свои проблемы существовали и в высшей школе, среди них — отсутствие соответствующих знаний у большинства работников вузов, низкоскоростное соединение с Сетью и низкий уровень информатизации в целом. Целевая программа была призвана решить самые острые проблемы: оснастить российские школы современным оборудованием (в первую очередь компьютерами), предоставить всем образовательным учреждениям постоянный доступ к сетевым ресурсам, поднять уровень ИТ-квалификации педагогических работников и заложить основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения образования.
В 2005 году была разработана новая программа повышения качества образования, включенная президентом страны в состав четырех приоритетных национальных проектов. Федеральная целевая программа развития образования была рассчитана на 2006-2010 годы. Основной ее целью ставилось повышение качества образования в России, а использование ИТ должно было стать одним из важных инструментов в достижении этой цели. В числе важных результатов этой программы было обозначено увеличение доли учащихся, получающих образование с применением информационных технологий, в полтора раза по сравнению с 2005 годом. Кроме того, ставилась задача обеспечить все российские школы выходом в Интернет. В вузах, где проблемы с компьютерным оборудованием и доступом в Интернет считались большей частью решенными, в качестве приоритетной задачи выступало создание единых информационных сред высших учебных заведений, объединяющих информационные ресурсы самих вузов: библиотек, научных лабораторий и т. д.
Подключение российских общеобразовательных учреждений к Интернету началось в 2006 году и завершилось в конце 2007-м, когда количество школ, имеющих выход в Интернет, достигло 100%. Тогда же стартовала программа оснащения российских общеобразовательных учреждений пакетом программного обеспечения. Пакет «Первая ПОмощь» включал в себя проприетарное программное обеспечение, разработанное такими компаниями, как Microsoft, Adobe, ABBYY, его приобретение финансировалось целиком за счет федерального бюджета. Срок лицензий на использование продуктов пакета заканчивался в декабре 2010 года, после чего школы должны были сделать выбор самостоятельно — продлевать срок их действия из собственных средств или средств региона или перейти на использование свободного ПО. Впрочем, впоследствии Microsoft, основной поставщик ПО, объявил о продлении лицензионного соглашения до 31 марта 2011 года.
В начале 2010 года в рамках нацпроекта «Образование» был утвержден «План реализации стратегии развития информационного общества до 2011 года», ставивший уже вполне конкретные задачи — например, среднее количество учащихся на один компьютер в школах должно составлять не более 17 человек, а доля среднеобразовательных учебных учреждений, имеющих компьютерные классы в составе не менее семи персональных компьютеров, работающих в единой локальной сети с широкополосным доступом в Интернет, в среднем должна была составить около 69%.
На новом витке
В 2010 году в России началось масштабное внедрение электронных услуг. Не осталась в стороне от этого процесса и российская система образования. К 2014 году учебные заведения, как и другие государственные учреждения, должны внедрить у себя электронный документооборот. В частности, школы должны перейти на использование новых форм учета успеваемости — электронных дневников и журналов. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, последние должны появиться во всех школах уже к 2012 году.
Ряд положений нового закона «Об образовании», который вступит в силу уже в этом году, предусматривает новые формы взаимодействия учащихся и образовательных учреждений. Так, все учебные заведения обязаны будут публиковать на своих официальных сайтах актуальную информацию о своей деятельности, а также обеспечить доступ своих учащихся к электронным образовательным ресурсам. В законе также прописаны методы использования информационных технологий в дистанционном обучении, применение наряду с традиционными бумажными изданиями электронных версий учебников и многое другое.