Мошенничество с использованием мобильных технологий ширится. Кто из владельцев телефонов не получал SMS-сообщения от якобы родственников с просьбой о помощи или SMS с открыткой, которую нужно скачать по указанному адресу? Злоумышленники поняли, что мобильный телефон — не только средство связи, но и платежный инструмент, и поэтому стараются заработать на его пользователях. Операторы уже не могут оставаться в стороне, поскольку такого рода «активность» бьет и по их репутации. Компания «МегаФон» подвела итоги 2010 года по борьбе с мошенничеством в своей сети мобильной связи.
За прошлый год в «МегаФоне» получили почти 55 тыс. жалоб от своих клиентов на действия такого рода, из них 7 тыс. оказалось связано с рассылками дилеров, еще 7 тыс. — с контент-провайдерами, а оставшиеся 40 тыс. — с действиями третьих лиц, которые не имеют никакого отношения к операторам. И если на дилеров и контент-провайдеров мобильные операторы могут как-то воздействовать посредством заключения специальных договоров, то возможности защиты от самих пользователей мобильной связи сильно ограничены.
В прошедшем году мобильные операторы вынуждены были пересмотреть свои договоры с контент-провайдерами, обслуживающими короткие номера. Эти номера часто использовались мошенниками для получения денег. Ими пользовались как авторы различных блокеров типа Winlock, которые просили для разблокирования операционной системы отправлять сообщения на премиальные номера, так и Java-троянцы, которые загружались под видом открыток и отправляли SMS на короткие номера без ведома владельцев телефонов. Были даже зафиксированы схемы мошенничества, когда незадачливые пользователи загружали с торрент-серверов архив, который был защищен паролем, получаемым после отправления SMS на короткий номер, и в большинстве случаев после получения пароля и разархивирования оказывалось, что архив не содержит требуемой им информации.
Увеличение числа подобных схем заставило мобильных операторов, в том числе и «МегаФон», пересмотреть договоры с операторами сервисов на коротких номерах, а также информировать клиентов о стоимости сообщений. Наряду с этим компания следила за соответствием рекламных обещаний реальной стоимости SMS, наказывая контент-провайдеров штрафами. Сергей Хренов, начальник департамента по борьбе с мошенничеством, сообщил, что размеры штрафов в некоторых случаях достигали 90% выручки контент-провайдеров. В результате мошенники начали отказываться от использования коротких номеров, предлагая своим жертвам пополнять счет указанного номера мобильного телефона с помощью терминалов мгновенной оплаты — а это уже расценивается как мошенничество со стороны третьих лиц.
«МегаФон» обещает надежнее защищать своих клиентов от мошенников. В частности, компания планирует предложить систему, которая будет защищать клиентов и от спама. «МегаФон» продолжит разработку и внедрение других услуг для защиты абонентов, а также будет расширять сотрудничество с правоохранительными органами. В частности, компания собирается предложить совместный сервис с Dr. Web по разблокировке компьютеров — пострадавшие от этого вида мошенничества смогут отправлять SMS на бесплатный номер самого «МегаФона» (5665), с которого будут поступать коды разблокировки, предоставленные компанией Dr. Web.
Статистика инцидентов с использованием премиальных номеров (звонки и SMS на них стоят дороже, чем на обычные) по столичному филиалу «МегаФона» в декабре 2010 года сильно изменилась по отношению к июню. Если летом более половины инцидентов было связано с блокираторами ПК, то в декабре их доля упала, а на первое место вышло некорректное указание стоимости услуг за отправку SMS. Зато в декабре резко выросла доля мошенничества в социальных сетях с использованием мобильных телефонов и вредоносных программ. Угрозы становятся все больше похожими на те, с которыми сталкиваются пользователи персональных компьютеров, одновременно с тем, как телефоны по своим возможностям становятся все ближе к ПК.