Предоставление связи в полете до сих пор остается нишевой услугой из премиальной категории |
Российский спутниковый оператор «РуСат» предоставит компании Panasonic Avionics услуги связи для организации коммуникационных сервисов на борту транзитных самолетов, пролетающих над территорией России. Стороны заключили между собой долгосрочный договор, согласно которому «РуСат» передаст в аренду Panasonic широкополосный канал связи между земной станцией сопряжения и самолетами международных авиакомпаний.
Как сообщил Сергей Алымов, генеральный директор «РуСат», контракт действует до конца 2015 года, то есть до момента, когда выработает свой ресурс спутник связи «Ямал-201», задействованный в проекте.
Сигнал «Ямала-201» охватывает практически всю территорию страны. Входя в зону его действия, спутниковые станции на самолетах будут автоматически переключаться на российский луч. На борт каждого самолета, подключенного к системе, предполагается направить канал пропускной способностью 1 Мбит/с, производительность обратного канала составит 200 Кбит/с.
Комплект необходимого оборудования выглядит так: терминал спутниковой связи; портативная высоконадежная антенна; медиасервер; пикосоты для организации мобильной телефонии, а также станции Wi-Fi.
Установка одного подобного комплекта на самолет может обойтись в сотни тысяч долларов. Поэтому предоставление связи в полете до сих пор остается нишевой услугой из премиальной категории. Как показывает практика, инвестиции в организацию подобного сервиса окупаются не всегда. Достаточно вспомнить о коммерческом фиаско проекта Connexion by Boeing, просуществовавшего с 2003-го по 2006 год. Из-за низкой коммерческой отдачи через три года после старта проект был фактически приостановлен — сейчас сервис действует только на территории США и в значительной степени финансируется правительственными структурами, которым бесперебойная связь необходима даже в воздухе.
Оправдает ли себя аналогичная затея Panasonic Avionics? Успеху этого предприятия могут способствовать несколько факторов. Во-первых, Panasonic опирается на существующую наземную инфраструктуру партнеров, таких как «РуСат», благодаря чему начальные инвестиции в проект удалось значительно снизить. Во-вторых, потенциальная клиентская база сервиса значительно выросла. И в-третьих, у Panasonic Avionics прочные позиции в авиационной индустрии. Компания начинала как поставщик дисплеев, монтируемых в пассажирские сидения, а сегодня ее интересы охватывают наиболее перспективные направления — от кастомизации контента для развлечения авиапассажиров до организации связи на борту самолетов.