Результаты деятельности компании Check Point Software Technologies за 2010 год показали, что спрос на технологии обеспечения безопасности не снижается, а, наоборот, растет. Выручка компании за четвертый квартал увеличилась на 17% и достигла 318 млн долл., а за весь год выросла на 19% и превысила миллиард долларов. В России, по словам регионального директора Check Point по Восточной Европе Давида Клусачека, оборот увеличился более чем на 50%.
В беседе с «Computerworld Россия» Клусачек рассказал о том, какие изменения претерпевает рынок безопасности в России и в мире. Он отметил, что клиенты компании испытывают основные трудности по трем направлениям: инфраструктурная безопасность, ослабевающая из-за распространения виртуализации и облачных вычислений, безопасность работы с мобильными устройствами и предотвращение утечек данных. Тем не менее в России компании страдают некоторым консерватизмом. Те же мобильные технологии, по словам Клусачека, внедряются неохотно, несмотря на то что требующаяся инфраструктура в коммерческих центрах вроде Москвы и Санкт-Петербурга уже создана. Главная тенденция, по его мнению, заключается в стремлении к консолидации. Особенно это касается крупных компаний, которым приходится управлять сложными информационными средами. Именно на такие компании и ориентируется Check Point.
«Если взять большую компанию, то, скорее всего, она будет сталкиваться с проблемами обеспечения безопасности по всем трем направлениям: инфраструктура, мобильность, предотвращение утечек данных, — рассказывает Клусачек. — И клиент может либо выбрать различные точечные решения, либо приобрести единое решение от крупного поставщика, такого как Check Point, и получить таким образом полностью интегрированную среду, где можно легко менять политики и реагировать на происшествия».
По мнению регионального директора Check Point, в будущем развитие технологий будет определяться тенденциями, которые уже сейчас заметны на рынке: повсеместное распространение мобильных устройств, использование различных веб-приложений. Одновременно технологии безопасности становятся более естественными и простыми. Например, раньше контроль осуществлялся за устройствами, каждому из которых соответствовал отдельный IP-адрес. При этом IP-адреса никак не связывались с именами пользователей или приложениями, а для управления системами безопасности требовался большой набор знаний.
«Сейчас внимание смещается в сторону контроля за личностью пользователя. Мы стараемся перейти от IP-адресов к пользователям, от протоколов — к конкретным приложениям», — объясняет Клусачек. Системный администратор теперь должен не только видеть IP-адреса, а контролировать, какая группа пользователей работает с тем или иным приложением, и получать оповещения, если пользователь получил доступ к запрещенному приложению.
По словам представителя Check Point, российский рынок сложен для компании прежде всего из-за многочисленных нормативно-правовых требований: «Главная проблема, которую мы сейчас решаем, — соответствие законодательным требованиям с точки зрения ввоза товара, сертификации, шифрования». Такая сложность, на его взгляд, потенциально сводит на нет возможности новых игроков, которые попытались бы выйти на этот рынок. Check Point ведет бизнес в России с 2004 года и успела разобраться с особенностями законодательства. Новым компаниям будет очень сложно начинать здесь с нуля, тем более что большинство основных поставщиков уже здесь работают. Что касается нишевых игроков, то, по словам Клусачека, клиенты постепенно отказываются от них в пользу консолидации.