Темпы роста использования SaaS-приложений в нашей стране заметно отстают от темпов развитых стран. Но, как бы там ни было, большинство экспертов оптимистичны в своих прогнозах |
Модель приобретения бизнес-приложений как одной из разновидностей ИТ-услуг постепенно набирает популярность не только в мире, но и в России, хотя, конечно, темпы роста использования SaaS-приложений в нашей стране заметно отстают от темпов развитых стран. Как бы там ни было, большинство опрошенных нами экспертов оптимистичны в своих прогнозах относительно перспектив модели SaaS в России.
Согласно предварительным оценкам Gartner, объем мирового рынка SaaS в 2010 году рынок вырос на 15,7%. Согласно прогнозу аналитиков, в 2011 году его объем увеличится на 16,2% и достигнет 10,7 млрд долл. Наибольшей популярностью пользуются реализованные на базе модели SaaS портальные технологии, средства коммуникаций, системы управления финансами, автоматизации продаж и CRM. Треть всего рынка SaaS-решений аккумулируется именно в их рамках.
По данным исследования, проведенного Softcloud (проект, созданный компанией Softline), в настоящий момент на сервисы, относящиеся к управлению бизнесом (бухгалтерия, склад, ресурсы и процессы, задачи и проекты, техническая поддержка, продажи и контакты, маркетинг и реклама), приходится около 37% общего количества запросов заказчиков. Согласно данным того же источника, основные трудности предоставления SaaS-сервисов в нашей стране возникают из-за большой территории страны, что повышает расходы на трафик, отсутствия хороших каналов Интернета в некоторых регионах, высокой доли нелицензионного программного обеспечения, а также отсутствия на рынке достаточного числа мультивендорных провайдеров.
Эксперты сходятся во мнении о том, что спрос на SaaS-решения будет особенно силен со стороны компаний сегмента SMB, поэтому неудивительно, что именно поставщики приложений для малого и среднего бизнеса наиболее активно работают над адаптацией и продвижением решений на основе модели SaaS.
«Спрос на SaaS-решения в России, безусловно, есть. Его нельзя пока назвать массовым, в основном такие решения используют достаточно продвинутые в плане ИТ организации, стремящиеся сократить собственные ИТ-активы», — заявил Павел Егорихин, менеджер по маркетингу облачных продуктов компании Microsoft в России. — Все наши приложения, доступные по модели SaaS, демонстрируют уверенный рост».
Примечательно, что продукт Hosted CRM — один из наиболее популярных. Это и другие SaaS-решения Microsoft, а также приложения, созданные на их основе, доступны посредством партнеров Microsoft — компаний. masterhost, Parking.ru, «Хостинг центр», «Русоникс», Infobox, 1GB.ru, Agava и др.
«Сервисы SaaS расширяют возможности традиционных методов развертывания «на объекте» и увеличивают авансовые лицензионные платежи по нашим программным продуктам, — отметил Игорь Богачев, директор по работе с клиентами компании SAP в странах СНГ. — На Западе малые и средние предприятия охотно потребляют ПО по модели SaaS. Для них это удобно: нет сложностей с интеграцией ПО и расходов на поддержку. Для маленьких компаний покупка продуктов, не требующих подгонки, — великое благо: нет кастомизации — нет лишних расходов. Данная мысль лежит в основе модели SaaS»
Как заявил Андрей Демин, директор по развитию канала продаж компании SAP в СНГ, ERP-системы, предоставляемые по модели SaaS, вызывают большой интерес, в том числе у российских заказчиков. По его словам, в России уже есть несколько подобных заказчиков, и ожидается, что число такого рода проектов в ближайшие годы резко увеличится. Ключевую роль в продвижении SaaS-решений в SAP отводят предназначенной для средних предприятий ERP-системе SAP Business ByDesign, которая изначально разрабатывалась для эксплуатации в режиме SaaS и базируется на интеграционном инструментарии NetWeaver.
«За последний год спрос на SaaS-решения не просто вырос, но, что намного важнее, стал гораздо более осознанным и взвешенным — с такой оценкой выступила Ольга Рубцова, директор по развитию бизнеса компании «Техносерв Консалтинг». — Однако говорить о зрелости рынка SaaS в России еще рано, поскольку большинство российских компаний по-прежнему приобретает решения в собственность, самостоятельно их поддерживают и развивают, в отличие от западных компаний, которые предпочитают всю непрофильную деятельность отдавать на аутсорсинг или приобретать как услугу».
По словам Рубцовой, сейчас «Техносерв Консалтинг» продвигает SaaS-решение Oracle CRM On Demand. В следующем году планируется существенно расширить этот список за счет так называемых решений высокой степени готовности, которые в «коробочном» варианте уже умеют решать конкретную задачу, при этом, с одной стороны, содержат в себе западный опыт и промышленные технологии, а с другой — уже были апробированы в российских компаниях.
«К сожалению, в секторе систем автоматизации документооборота в России наблюдается крайне низкий интерес к промышленному использованию технологии SaaS, — посетовал Владимир Андреев, генеральный директор компании DocsVision. — Сегодня мы используем облачные технологии практически исключительно для реализации демо- и пилотных проектов. Для этого мы используем сервис live.docsvision.com, реализованный совместно с Parking.ru».
Тем не менее в 2011 году DocsVision планирует выпустить новую версию своей системы DocsVision 5.0. По словам Андреева, одна из задач новой версии — упрощение использования системы документооборота в облаках и предоставление сервиса на базе платформы. В 2011 году live.docsvision.com будет переведен на новую версию системы. Также намечен ряд проектов по созданию публичных прикладных сервисов.
«Все ведущие аналитические агентства предсказывают сегменту SaaS бурный рост в ближайшие несколько лет. В России этот рост, возможно, будет немного медленнее, чем в мире, из-за осторожности российских заказчиков в вопросах размещения данных вне организации. По мере накопления опыта использования внешних сервисов спрос на SaaS будет быстро расти», — считает Егорихин.
«В данной области Россия в точности повторит западный путь, но для наступления «облачного будущего» и поставщикам, и потребителям нужно побороть предубеждение к SaaS», — уверен Богачев.
«Мы согласны с выводами аналитиков из ассоциации AIIM о том, что спрос на SaaS-решения будет продолжать расти, хотя темпы его окажутся ниже прогнозируемых, поскольку часть заказчиков, предварительно рассматривающих хостинг, посчитав затраты на обслуживание такого приложения, останутся в рамках традиционной ИТ-архитектуры», — отметил Сергей Курьянов, заместитель коммерческого директора по стратегическому маркетингу компании DocsVision.
«Спрос будет расти и дальше, — убеждена Рубцова. — Рынок и подходы к ведению бизнеса в России становятся более цивилизованными, многие компании уже научились считать деньги и при этом не готовы вкладываться в некие абстрактные решения, эффект от которых может быть понятен через многие месяцы. SaaS в этом отношении имеет ряд существенных преимуществ, таких, например, как низкие затраты на внедрение, высокую скорость запуска системы в эксплуатацию, возможность опробовать систему в реальных условиях без серьезных первоначальных затрат, возможность работать с системой удаленно и из любого места, где есть доступ в Интернет, а также отсутствие сложностей с технической поддержкой приложения и оборудования. Безусловно, все это будет способствовать росту спроса на такие решения».