Олег Медведев: «Доступ к медицинской информации через Интернет оказывает мощное позитивное влияние на систему здравоохранения» |
Начиная с 1989 года европейские страны вложили миллиард евро в исследования, разработки и реализацию проектов в области электронного здравоохранения. Основные инвестиции сделаны в такие направления, как создание персональных портативных средств мониторинга состояния здоровья и разработка клинических информационных систем, моделирование физиологии и болезней человека, планирование развития e-Health, внедрение телемедицины, разработка рекомендаций по обеспечению интероперабельности систем, а также поддержка широкомасштабных пилотных проектов e-Health и сертификация систем электронных медицинских карт.
В настоящее время Евросоюз курирует 500 проектов в сфере e-health, текущая поддержка которых обходится приблизительно в 1 млн евро в год.
В пятерку приоритетов, обозначенных сегодня в нормативных документах почти всех стран ЕС, входят электронные медицинские карты, телемедицина, идентификатор пациента, семантические и технические стандарты, а также карта гражданина. В оценке важности двух первых из них единодушны все 27 стран ЕС. Об этом рассказал, выступая на симпозиуме Medsoft Internet 2010, Олег Медведев, завкафедрой фармакологии факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.
Обладательницей одной из самых развитых систем электронного здравоохранения в Европе является Дания.
Ее «формула успеха» состоит из следующих компонентов: гомогенная система здравоохранения; один источник финансирования; свободный выбор пациентом поставщика медицинских услуг; равное внимание обеспечению прозрачности системы для граждан, повышению качества и сокращению затрат; соглашение поставщиков ИТ и госструктур по стандартам информационного обмена; высокий уровень доверия со стороны общества и доступ граждан к своей личной информации.
К 2009 году число электронных сообщений в датской системе e-health достигло 4,7 млн в месяц. Учитывая, что все население Дании составляет 5,4 млн человек, это означает, что практически каждый житель страны ежемесячно общается с системой здравоохранения через Интернет. В стратегические планы развития e-health на 2010-2012 годы включено развитие диалога пациентов с пациентами и обеспечение доступа к системе с мобильного телефона.
Не менее интересным примером того, как оказание медицинской помощи плавно выходит за пределы кабинета врача, служит крупнейшая сеть клиник США Kaizer Permanente. Информационные технологии обеспечивают связь компании более чем с 3 млн пациентов, причем врачи Kaizer Permanente активнейшим образом используют для этого Twitter, Facebook и YouTube, где выкладывают ролики о том, как сохранить здоровье в самых различных ситуациях.
За второй квартал 2010 года врачам этой сети послано 2,6 млн электронных писем, причем проведенный анализ подтверждает положительное влияние онлайн-общения с пациентами не только на качество обслуживания, но и на эффективность лечения.
Немаловажно, что в случае Kaizer Permanente больницы и страховые компании находятся в одних руках, поэтому компания реально отвечает за здоровье пациентов, а не за лечение больных, подчеркнул Медведев. По его мнению, российская система здравоохранения в этом смысле аморальна сама по себе: если пациент не придет, она не получит денег. Однако и в этой ситуации Интернет может помочь.
Трудные пациенты
Как оказалось, доступ к медицинской информации через Интернет оказывает мощное позитивное влияние на систему здравоохранения.
Сегодня многие устремились в Сеть в поисках информации о болезнях, методах лечения и лекарствах. В русскоязычном Интернете, по данным сервиса LiveInternet, более 20 тыс. сайтов медицинской тематики сегодня читают почти 33 млн посетителей в месяц. Около 46% из этих ресурсов посвящено здоровому образу жизни. Ежедневная аудитория медицинских сайтов за последние два года выросла в четыре раза и составила 2,4 млн пользователей.
Погружаясь в Интернет, пациенты порой гораздо глубже уходят в суть проблемы, чем медики, ведь для них это вопрос жизни, а для врачей — всего лишь работа. Приходя на прием, такой «подкованный» пациент иногда знает о своем заболевании больше доктора, которому приходится догонять, повышать квалификацию, также обращаясь к Интернету. Иначе он рискует потерять не только доверие пациента, но и его самого. По окончании приема пациент снова заходит в поисковую систему и набирает все незнакомые слова, услышанные от врача. Если раньше было сложно получить второе мнение по своей проблеме, то теперь можно получить миллион мнений, только в них еще надо суметь разобраться. В отсутствие каких-либо ориентиров выбор часто производится по принципу «нравится — не нравится».
Поиск медицинской информации в Сети определяет выбор схемы лечения у шести из десяти «интернет-пациентов» — такие данные привел Михаил Мизин, старший аудитор фонда Health on the Net. В России с ее более дорогим доступом в Сеть и недостаточно развитой инфраструктурой эта тенденция проявляется еще не очень ярко, но скоро догонит и нас. По данным онлайн-опроса RUметрики, проведенного в 2010 году, 37% пользователей всегда проверяют рекомендации врачей в Интернете, еще 33% делают это, если рекомендации врача вызывают сомнения.
В то же время Рунет переполнен медпорталами и ресурсами с непроверенным качеством информации, даже четкое разделение между сайтами для пациентов и для медработников пока отсутствует. За онлайн-диагностику часто берутся нелицензированные работники. К сожалению, врачи не умеют писать для пациентов, поэтому основную часть контента образуют малоквалифицированные тексты, написанные пациентами, и в ближайшем будущем их станет еще больше, считает Борис Зингерман, заведующий отделом компьютеризации Гематологического научного центра РАМН.
Кроме того, наблюдается перекос в тематике медицинских сайтов — хорошо представлено то, что хорошо продается: БАДы, сексология, урология, гинекология, ведение беременности. А вот лучших врачей, которые в рекламе не нуждаются, поскольку к ним и так трудно попасть, в Интернете не найти.
Но как бы профессионалы в медицине ни относились к информации, подчерпнутой пациентами в Интернете, игнорировать ее вскоре будет трудно, придется c ней считаться. «Более грамотный пациент — это головная боль для врача, но для системы здравоохранения это хорошо», — уверен Медведев.
Современному врачу придется вести диалог с пациентом, помогая разобраться в информации, полученной в Интернете, обсуждать плюсы и минусы способов лечения и предоставлять ему возможность выбора.
В свою очередь «онлайн-пациенты» более осознанно выполняют предписания врачей и внимательнее относятся к рекомендациям вести здоровый образ жизни, тем самым повышая эффективность работы медиков.