Рустам Минниханов настаивает, чтобы документооборот в органах управления республики был исключительно электронным (Фото: president.tatar.ru)В конце декабря 280 чиновников Татарстана — министры республики и все их заместители — получат новенькие смартфоны iPhone 4. Однако это не премия и не подарок к Новому году, а реальная потребность: сегодня только аппараты марки Apple подходят для работы с системой электронного правительства региона.

Пока же чиновники используют смартфоны Apple предыдущего поколения. С выходом iPhone 4 появилась возможность расширения функционала системы электронного управления, а с этим в Татарстане ждать не принято. С таким энтузиазмом электронное правительство не создает, пожалуй, ни один регион, кроме Татарстана. И дело тут не столько в желании поскорее внедрить программу, потому что «сверху» приказали. В республике нацелены на конкретные результаты. Что такое кипы бумаг, скрепки и ручки, чиновники уже начали забывать. Сегодня на столе рядового сотрудника правительства планшетный компьютер и флэшка с электронной подписью. Электронный документооборот в Татарстане ввел президент Рустам Минниханов, попросту запретив подчиненным пользоваться бумагой и ручкой. Документы теперь курсируют между ведомствами быстрее, следовательно, взаимодействие между ними стало эффективнее.

Из десяти технопарков, которые по плану федерального правительства должны появиться в России, пока создано четыре. Из них два в Татарстане — «IT-парк» и «Химград». Многие высокотехнологичные компании уже начали переселяться в Казань. В мае Panasonic разместила там свой центр технических решений, единственный в России. А в сентябре открылась компания «Ситроникс–Татарстан».

Между тем доступ к Интернету сегодня имеет только четверть населения Татарстана. Но и здесь нашлось инновационное решение: обращаться к системе электронного правительства могут и те, у кого нет доступа в сеть. В самых людных местах Казани установлено 43 автомата по оказанию гос­услуг — инфоматы. С их помощью можно оплатить штраф ГИБДД, погасить задолженность физического лица по различным видам налогов, уточнить состояние пенсионного счета. Что называется, не отходя от инфомата, можно распечатать нужные документы или направить электронный запрос, например на получение справки из Государственного кадастра недвижимости.

Информационный киоск оснащен сенсорным экраном, купюроприемником, считывателями пластиковых карт и штрихкодов, чековым принтером, видеокамерой, микрофоном и звуковой системой. С помощью терминала можно получить консультацию в режиме видеосвязи с операторами контакт-центра, которые помогут разобраться в премудростях устройства тем, кто с техникой на «вы». Популярность инфоматов в Казани постепенно растет, а сейчас ими ежемесячно пользуются около 4 тыс. человек. По словам заместителя министра информатизации и связи Республики Татарстан Юрия Багрова, уже до конца года количество информационных киосков доведут до 150.

В скором времени пользоваться инфоматом станет еще проще. Татарстан запускает пилотный проект «Электронная социальная карта жителя». В республике уже выпустили 100 первых экземпляров карты, содержащей в себе все персональные данные о ее владельце и одновременно служащей средством для совершения банковских трансакций. Более того, в отличие от других регионов, жителям Татарстана такие карты будут выдаваться с полноценной юридически значимой электронной цифровой подписью. Это позволит гражданам в полной мере пользоваться электронными услугами. В инфомате не нужно будет каждый раз вводить персональные данные. До конца года в Татарстане выпустят 10 тыс. таких карт, а в следующем году их будет уже 2 млн.

Еще один знаковый региональный проект, «ГЛОНАСС  + 112», был запущен в начале этого года. Главная его цель — обеспечить максимально быстрое реагирование на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций с помощью спутниковой навигационной системы и единого телефонного номера для приема тревожных сообщений. В рамках проекта сформирована система документооборота, в которой по каждому сообщению заводится электронная карточка происшествия, обеспечена централизованная обработка поступающих вызовов, проводится мониторинг местоположения специальных транспортных средств. По заказу республиканского правительства ГЛОНАСС-приемниками, сделанными на заводах «Ситроникса», оборудовано более 800 спецмашин, а также все рейсовые автобусы в Казани.

В настоящее время органы власти Республики Татарстан готовят программу предоставления госуслуг в электронном виде на 2011-2015 годы.