На состоявшемся в конце ноября круглом столе представители федеральных и региональных органов власти, а также ИТ-сообщества обсудили тему развития в России электронного правительства.
Построение системы, как известно, состоит из пяти этапов, сейчас реализуется третий, «транзакционный» этап (взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций). Исполнителем проекта и работ по созданию электронного правительства является компания «Ростелеком», чей доход от предоставления соответствующих услуг субъектам РФ и муниципалитетам превысит 6 млрд руб. в год.
По словам Валерия Зубахи, руководящего проектом «Электронное правительство» в «Ростелекоме», лицом национальной ИТ-кампании является портал www.gosuslugi.ru. За шесть месяцев работы на нем уже зарегистрировалось 294 тыс. человек. На сайте представлено 53 типа государственных услуг, предоставляемых 18 органами исполнительной власти. Наиболее востребованы оплата штрафов ГИБДД и получение заграничных паспортов.
«Время на получение паспорта существенно сократилось, к тому же документ, оформленный через портал, граждане получают без очереди, — заметил Зубаха. — Вскоре личное подтверждение платежей в ГИБДД отменят, так как оно будет происходить автоматически».
Присутствовавший на круглом столе заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Илья Массух отметил, что с середины следующего года на портале будет доступна информация о тарифах на ЖКХ по всей России, а в конце 2010 года — начале 2011 года появится онлайн-оплата услуг.
Несмотря на то что идеология электронного правительства основана на построении инфраструктуры для оказания сервисов, важнее, конечно, сами сервисы.
«В нашей стране технологии опережают в своем развитии законотворчество, — отметил Зубаха. — 90% проблем носят именно организационный характер. Тяжело заставить человека, всю жизнь имевшего дело с ручкой и бумагой, пользоваться компьютером. Для этого должны быть жесткие указания со стороны правительства по организации бэк-офиса».
Во время оживленного обсуждения, продолжавшегося вместо запланированного часа полные три, присутствовавшие в зале отметили несколько моментов, затрудняющих комфортное пользование порталом. К ним отнесли длительное ожидание заказного письма с паролем к личному кабинету на сайте, обязательное владение мобильным телефоном для регистрации и др. Большой активностью отличились представители региональных органов власти, задававшие вопросы относительно совершенствования нормативно-правовой базы, несоответствия предлагаемых «Ростелекомом» услуг заявкам регионов и др.