Конференция заказчиков и партнеров European Customer Forum, которую из года в год известный производитель PLM-систем Dassault Systemes проводит в предместье Парижа, в нынешнем году полностью оправдала свое название. Из трех с половиной часов пленарного заседания в первый день форума всего лишь двадцать последних минут были отведены выступлению Бернара Шарлеса, президента Dassault Systemes. Практически все остальное время на сцену поднимались заказчики компании, от крупнейшего клиента из традиционной для PLM-решений сферы — европейского аэрокосмического концерна EADS до представителей новых для DS отраслей, например голландского поставщика оборудования для переработки птицы Meyn и немецкого производителя модной одежды s.Oliver.
Преобладание выступлений заказчиков компании объясняется, видимо, не только направленностью форума, но и отсутствием важных анонсов у Dassault Systemes этой осенью. Два года назад компания выпустила на рынок крупное обновление своей платформы управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM) — V6 и с тех пор сосредоточивает усилия на продвижении и совершенствовании этой системы. По словам Шарлеса, в 2010 году доля V6 среди проданных DS новых лицензий составила 50%. За два года компания существенно расширила «номенклатуру» своих заказчиков, выйдя за рамки традиционных для PLM рынков — авиакосмического, автомобильного, судостроительного. Доля новых отраслей, таких как розничная торговля, модная индустрия, фармацевтика, энергетика, в прибыли DS выросла с 4% в 2008 году до более чем 20% сегодня.
В этом расширении рынка велика заслуга V6 с ее принципиально новыми подходами к PLM, в изобретении и технологической реализации которых DS является безусловным пионером. С прошлого года в компании активно продвигают идею PLM 2.0 — интегрированной среды работы над изделием, охватываются уже не только все непосредственные участники проектирования и производства продукции и их поставщики, но и непроизводственные подразделения предприятий, а также потенциальные потребители. В платформе PLM появляются элементы социального взаимодействия и возможности опробовать создаваемый продукт в виртуальном, но максимально приближенном к реальности мире. Эти новые трехмерные инструменты в DS называют lifelike experience — средства «реалистичного восприятия». Они играют главную роль при подключении к PLM-среде новой категории пользователей, которые не имеют инженерной квалификации, но благодаря технологиям реалистичного восприятия получают возможность влиять на процессы создания новых изделий.
Шарлес обобщил тенденции в мире PLM, обозначив будущее этих решений как lifelike PLM. Трехмерные технологии приобретают в них новое значение, фактически демократизируя сложную среду управления жизненным циклом изделия и включая в нее самые широкие круги пользователей.
Акцент на потребителя в платформе PLM нового поколения делает особо значимыми инструменты для взаимодействия этого потребителя со средой PLM. Поэтому в DS выделяют свои новые решения — систему 3Dvia, реализующую технологии реалистичного восприятия, продукт CloudView для унифицированного поиска и доступа к корпоративным и внешним данным, который DS получила в результате приобретения этим летом компании Exalead, и 3DSwym, систему для создания корпоративной социальной сети (ее выпуск запланирован на начало 2011 года).