Правительственная комиссия по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации рассмотрела ряд актуальных проблем развития отрасли и одобрила несколько предложений по совершенствованию системы государственного регулирования.
Комиссия, в частности, одобрила предложение Роскомнадзора внести поправки в Административный кодекс РФ, которые узаконили бы штрафы с оборота для участников рынка, нарушающих законодательство о связи. В настоящее время в России действует система фиксированных штрафов, и если для небольших компаний они болезненны, то крупные операторы с миллиардными оборотами их попросту не замечают. В результате сотовые компании, например, зачастую вводят в строй базовые станции без соответствующего разрешения Роскомнадзора — операторы прекрасно осознают, что размер взыскания будет минимальным, во всяком случае несопоставимо меньше дохода, полученного от работы нового объекта связи. Если поправки будут приняты, нарушитель заплатит штраф с оборота, и это, разумеется, поднимет правовую дисциплину в отрасли.
Впрочем, в контрольном ведомстве прекрасно понимают, что одними репрессивными мерами уменьшить число нарушений в сфере связи не удастся. Необходимы шаги, направленные на либерализацию регулирования и упрощение разрешительных процедур. В этой связи предложено ввести уведомительный порядок первого включения радиочастотных средств. Он сможет применяться в случае, если у компании имеется соответствующая лицензия, действующая на определенной территории, и если речь не идет об использовании ограниченного частотного ресурса. Также предложено упростить существующий порядок приемки и ввода в эксплуатацию сетей связи. Сегодня эта процедура чересчур усложнена, в результате чего запуск готовых сетей обычно откладывается на несколько месяцев.
Третье предложение Роскомнадзора касается изменения порядка получения частот в использование. Сегодня частоты распределяются в ходе конкурсов на получение лицензий для оказания услуг связи, но от этой схемы предложено отказаться. Лицензии планируется выдавать отдельным образом, а частоты распределять в рамках самостоятельных конкурсов, причем на основе аукционов. Как следствие в России могут появиться операторы, обладающие лицензиями на право оказывать услуги связи, но не имеющие необходимых для этого радиочастот. Одновременно на рынке будут фигурировать компании, выкупившие у государства частоты, но, допустим, не имеющие «связных» лицензий. По задумке авторов реформы, частотами нельзя будет владеть продолжительное время, не используя их по назначению. Таким образом удастся сбалансировать спрос и предложение на дефицитный радиочастотный ресурс и минимизировать возможности для злоупотреблений со стороны чиновников при его распределении, полагают в Роскомнадзоре.
Все эти законодательные инициативы Роскомнадзора были одобрены комиссией, и ведомству поручено подготовить детализированные предложения на сей счет для дальнейшего рассмотрения и утверждения на уровне правительственных предложений в Госдуму (до 1 февраля — по штрафам и упрощению запуска объектов связи и до 15 марта — по частотным аукционам).
Комиссией был рассмотрен и еще один важный вопрос. Речь идет о допуске на отечественный рынок иностранных операторов подвижной спутниковой связи Iridium (США), Thuraya (ОАЭ) и ORBCOMM (контролируется консорциумом компаний из США, Канады и Малайзии). Такую возможность предварительно рассмотрела специальная межведомственная рабочая группа во главе с НИИ радио, которая пришла к выводу, что указанные операторы в принципе могут работать на территории России, но не в военное время и при выполнении ряда условий. А именно: при наличии необходимых радиочастот, построении в нашей стране наземного центра сопряжения с отечественными сетями связи, а также при обеспечении должного уровня информационной безопасности. Последнее условие подразумевает соответствие зарубежных спутниковых сетей требованиям СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий), включая использование сертифицированных в России криптографических алгоритмов.
В настоящее время на территории России не представляет особого труда приобрести терминалы спутниковой связи Iridium, Thuraya и ORBCOMM и подключиться к услугам этих спутниковых сетей. На этом делают бизнес многочисленные посредники. Председательствующий на заседании комиссии глава Минкомсвязи Игорь Щеголев подчеркнул незаконность подобных действий, назвав контрабандой все радиочастотные устройства, продающиеся на территории нашей страны без соответствующего разрешения радиочастотной службы.
В итоге комиссия решила предоставить иностранным спутниковым операторам время для выполнения требований, сформулированных в отчете НИИР. В следующий раз вопрос о допуске иностранных спутниковых операторов на российский рынок будет обсуждаться комиссией в 2011 году (пока не определен даже месяц рассмотрения этого вопроса).
Наименьшие шансы выполнить поставленные регулятором условия имеет компания ORBCOMM, которая использует частоты, уже занятые в России МВД и ФСО. До недавнего времени отличная возможность начать работу в нашей стране была у Iridium, но эта компания не смогла достичь окончательного соглашения с потенциальным российским партнером — ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. Очевидно, что и Thuraya будет непросто выполнить требования Минкомсвязи. Вопрос еще и в том, стоит ли вообще выполнять эти требования ради нескольких тысяч потенциальных российских пользователей. Но даже если Iridium, Thuraya и ORBCOMM все-таки решатся инвестировать миллионы долларов в построение российских сегментов своих сетей, разрешение Роскомнадзора на их эксплуатацию эти игроки получат не ранее 2012 года. А до этого времени легальными операторами спутниковой связи, практически целиком поделившими между собой отечественный рынок, остаются: образованная при участии «Ростелекома» компания «ГлобалТел», являющаяся эксклюзивным оператором спутниковой системы связи Globalstar в нашей стране, а также Inmarsat, доступ российских пользователей к которой обеспечивает ФГУП «Морсвязьспутник».
Однако спутниковый сегмент Globalstar в ближайшие годы окончательно деградирует, если убыточной компании не удастся каким-то образом обновить спутниковую группировку (на эти цели требуется около миллиарда долларов, а квартальная выручка Globalstar едва превышает 15 млн долл.). Inmarsat же работает на специфическом «морском» рынке. Последние обстоятельства, а также малая вероятность появления в обозримом будущем зарубежных конкурентов открывают отличные перспективы для развития еще одной спутниковой сети — стопроцентно российской системы «Гонец-Д1». Ее строительство ведется в рамках Федеральной космической программы аж с 1994 года. Но к 2015 году, как ожидается, должен быть полностью работоспособен ее модернизированный сегмент «Гонец-Д1М». В его состав войдут 18 низкоорбитальных космических аппаратов «Гонец-М» и 5-7 региональных станций, что позволит обеспечить связью около 200 тыс. потребителей на территории России.