В 2010 финансовом году доля программного обеспечения в 126-миллиардном обороте компании Hewlett-Packard составила всего 3%. Кардинально изменить эту ситуацию хочет ветеран программной индустрии Лео Апотекер, назначенный недавно на должность генерального директора HP.
В ходе недавней телефонной конференции Апотекер указал, что хотел бы удвоить или даже утроить объем доходов, приносимый компании программным обеспечением, как с помощью внутренних ресурсов, так и посредством приобретений.
Аналитики уверены, что потенциальные цели HP выберет в области бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), одного из самых бурно развивающихся отраслевых сегментов в последнее время.
Говоря о BI-портфеле HP, аналитик Forrester Research Джеймс Кобьелус отметил: «У компании есть необходимое оборудование и сервисы, но нет программного обеспечения».
По мнению аналитика, вполне возможно, что HP приобретет одного из крупных разработчиков систем бизнес-аналитики, специализирующегося только на продуктах этого класса. У Апотекера есть опыт покупки крупных игроков рынка BI: в 2007 году, в период его работы генеральным директором SAP, компания приобрела за 6,8 млрд долл. BusinessObjects.
Как считает Кобьелус, в частности, существует большая вероятность, что HP купит MicroStrategy: «Это сильная глобальная компания с качественными продуктами».
Однако MicroStrategy, по мнению аналитика, фокусируется исключительно на разработке базовых функций BI наподобие отчетности, а ими рынок уже несколько перенасыщен. Поэтому HP, возможно, также инвестирует в растущие ниши, такие как добыча данных и прогностический анализ, где потенциальными объектами для покупки могут быть компании вроде KXEN и Angoss.
Кобьелус не исключает, что в HP также захотят приобрести поставщиков технологий, дополняющих бизнес-аналитику, например компанию Informatica, специализирующуюся в области интеграции данных. Еще одна возможная цель для покупки — тяжеловес сегмента хранилищ данных, компания Teradata, учитывая, что собственная платформа HP для организации хранилищ, Neoview, так и не смогла привлечь достаточного внимания рынка.
Однако HP придется сделать нечто большее, чем просто купить ряд компаний — разработчиков программного обеспечения, уверен аналитик. Максимальную выгоду от приобретений HP могла бы получить за счет поставки комплексных решений и интеграции купленных продуктов с другими активами, в частности со своими собственными технологиями для управления системами и серверами.
Наблюдатели считают вероятным, что HP займется системами управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP). После назначения Апотекера на новый пост появились рассуждения о том, что HP попытается объединиться с SAP или поглотить ее.
«Чтобы за короткое время перейти от своего традиционного бизнеса к корпоративным приложениям, HP пришлось бы совершить слишком большой скачок», — полагает аналитик Forrester Пол Хаммерман, специализирующийся на исследованиях рынка ERP. И все же, по его мнению, у HP есть серьезные возможности для покупок в некоторых вертикалях, в частности в здравоохранении. По этому пути уже пошла Oracle, которая в нынешнем году купила за 685 млн долл. компанию Phase Forward, разработчика ПО для клинических испытаний. Возможно, предполагает Хаммерман, HP тоже купит себе «на будущее» какую-то из компаний рынка медицинского ПО.
Не исключено, что в ближайшие месяцы новый глава HP обнародует стратегию, касающуюся «адаптивных бизнес-сетей» совместной работы, о которых Апотекер говорил в интервью для Службы новостей IDG еще до своего перехода в HP: «Новая актуальная тема — уже не оптимизация процессов в компании, а оптимизация межорганизационных процессов, проводить которую можно только с помощью платформ совместной работы».
Аналитик 451 Group Чайна Мартенс также не исключает, что HP займется приложениями. По ее мнению, в компании могут принять решение в пользу расширения влияния на рынке автоматизации сервисов посредством поглощения либо какого-то давнего его игрока, либо компании, узко специализирующейся на SaaS, такой как RightNow.
«Также может оправдаться давний слух о том, что HP станет новым домом для Salesforce.com, — добавляет Мартенс. — Таким образом HP удалось бы сразу занять надежное место на рынке приложений, а Salesforce.com получила бы мощный механизм продаж и сервисов, которого, как утверждает руководство компании, ей так не хватает, чтобы получить возможность дальнейшего расширения на корпоративном рынке».