Популярное семейство графических акселераторов Radeon, доставшееся компании AMD вместе с ATI Technologies, в конце октября пополнилось двумя моделями новой серии — Radeon HD 6000. Их выпуск и случившееся практически одновременно снижение цен на некоторые продукты серии GeForce 400, о котором сообщили тайваньские источники, ознаменовали собой очередной виток ставшего уже классическим противостояния AMD (ранее — ATI) и nVidia на рынке дискретной графики для ПК. Акцент на этом витке оба противоборствующих лагеря сделали в большей степени на ценовую политику. Впрочем, до конца кампании нынешнего года еще остается несколько недель, и у обеих сторон есть что предъявить оппонентам и в плане «чистого» прироста производительности.
Серию Radeon HD 6000 в AMD называют вторым поколением графических акселераторов с поддержкой технологии DirectX 11. Первым поколением стали модели серии Radeon HD 5000, дебютировавшей еще в начале 2009 года.
Новые графические карты Radeon HD 6800 выполнены на основе чипа, носившего в процессе разработки кодовое название Barts. Чип этот производится по технологии 40 нм (1,7 млрд транзисторов, площадь кристалла — 255 кв. мм) и основан на архитектуре предыдущего поколения, использующейся в серии Radeon HD 5800 (кодовое название Cypress). В рамках проекта Barts эта архитектура подверглась некоторой доработке и оптимизации. В частности, одним из результатов оптимизации графического ядра стало сокращение блоков, предназначенных для шейдерных вычислений (работают с потоковыми инструкциями типа SIMD) и операций с текстурами. Разработчикам из AMD удалось чуть поднять тактовую частоту чипа (для модели Radeon HD 6850 она составляет 775 МГц, для Radeon HD 6870 — 900 МГц), и производительность в целом сохранилась на уровне Radeon HD 5800. Кроме того, оптимизация позволила уменьшить площадь кристалла примерно на 25% по сравнению с Cypress.
Усовершенствованные механизмы обслуживания потоков и буферизации в блоке тесселяции (разбиение объектов на простые и удобные для рендеринга однотипные элементы, обычно треугольники) позволили, по словам представителей AMD, повысить производительность операций этой стадии — прибавка в некоторых случаях может доходить до 1,7-2 раз (при факторе тесселяции от 5 до 10). Благодаря этому, как уже подтвердилось в отчетах независимых лабораторий, модели Radeon HD 6800 в некоторых тестах, интенсивно задействующих тесселяцию, но не требующих ее экстремальной глубины, по производительности могут даже превосходить аналогичные им продукты предыдущей серии.
Среди новшеств серии Radeon HD 6800, предназначенных для улучшения качества изображения, выделяют новый механизм антиалиасинга (сглаживание границ объектов) — так называемый морфологический антиалиасинг, применяющийся к полученному в результате рендеринга кадру в качестве фильтра на этапе пост-процессинга. Работа этого механизма включает в себя поиск цветовых разрывов между пикселами, их анализ на предмет соответствия типовым зубчатым формам и последующее смешивание цветов вблизи таких разрывов. Кроме того, улучшен механизм анизотропной фильтрации (работает с текстурами, учитывая угол зрения по отношению к поверхностям, на которых они расположены). В модифицированном виде он, по словам разработчиков, лучше справляется с искажениями при обработке текстур с большим количеством шумов, а переход между уровнями фильтрации теперь стал более плавным.
Обе представленные платы, Radeon HD 6850 и 6870, оснащены пятью видеовыходами (два мини-коннектора DisplayPort 1.2, два разъема DVI-I с поддержкой режимов Single Link и Dual Link и один — HDMI 1.4a), что позволяет в полной мере задействовать возможности мультимониторной технологии Eyefinity. В своем нынешнем виде она поддерживает совместную работу до шести мониторов, и новые модели Radeon HD 6800 обеспечивают различные варианты их подключения. В частности, интерфейс DisplayPort 1.2 позволяет подключать к одному коннектору несколько мониторов — в том случае, если дисплеи обладают не только входами, но и выходами DisplayPort, либо при помощи внешнего концентратора. При этом не обязательно, чтобы размеры и разрешения мониторов были одинаковыми.
Новые модели видеокарт стали первыми в семействе Radeon, поддерживающими утвержденную весной нынешнего года спецификацию HDMI 1.4a, дополнившую список обязательных требований к передаче стереоскопических 3D-материалов (игры, фильмы и т. д.) через этот интерфейс. А выполненный на одном кристалле с графическим чипом Barts блок декодирования видео UVD (Unified Video Decoder) третьего поколения осуществляет аппаратное ускорение при работе с видео в формате MVC (Multiview Video Coding), что в сочетании с HD3D обеспечивает поддержку дисков Blu-ray 3D. (Технология HD3D реализует совместимость аппаратных компонентов систем 3D-воспроизведения с программными видеоплеерами, стереоскопическими 3D-играми и связующим ПО для игровых приложений.)
Серия Radeon HD 6800 вписалась в ценовой диапазон 150-250 долл., который ранее, как отметили в AMD, у компании был недостаточно охвачен продуктами дискретной графики для настольных компьютеров. Для Radeon HD 6850 (1 Гбайт памяти GDDR5, работающей на физической частоте 1 ГГц) в день официальной премьеры была указана ориентировочная цена на американском рынке 179 долл., для Radeon HD 6870 (также 1 Гбайт памяти GDDR5, но 1,05 ГГц) там же — 239 долл. В России, по словам представителей компании, цены могут оказаться несколько выше.
В лагере nVidia ближе к нижней границе рассматриваемого ценового сегмента после снижения цен во второй половине октября сместились продукты на основе графического процессора GeForce GTX 460, а где-то рядом с верхней границей оказались платы на базе GeForce GTX 470. А тем временем на следующем витке своего «Эль классико» стороны вновь переходят к выяснению отношений в сегменте продуктов топ-уровня. У AMD во второй половине ноября должна выйти серия Radeon HD 6900 на основе чипа с новой архитектурой под кодовым названием Cayman. Соперник для него со стороны nVidia уже представлен — это GeForce GTX 580 (техпроцесс — 40 нм, площадь кристалла — 520 кв. мм) с 512 ядрами архитектуры CUDA (Compute Unified Device Architecture). Производительность у этого графического процессора, по данным первых тестов, на 20–30% выше, чем у прежнего флагмана nVidia — GeForce GTX 480. Вслед за Cayman в AMD намерены предложить рынку решение на базе двух кристаллов той же архитектуры. Продукт носит кодовое название Antilles. Его выпуск, по предварительной информации, намечен на январь 2011 года.