В Москве прошел седьмой форум «IT-Лидер». На этот раз его основной девиз звучал так: «Конкурентный прорыв в посткризисный период. Идеи для руководителя».
И действительно, размышлений по поводу будущего информационных технологий руководители отечественных компаний услышали немало. Уже в приветственном слове Сергей Карпов, генеральный директор «ЕМС Россия и СНГ», отметил, что именно облака являются сегодня основной тенденцией в ИТ, хотя еще полгода назад мало кто в отечественной ИТ-индустрии воспринимал облачную парадигму всерьез.
Виктор Орловский, старший вице-президент Сбербанка России, уверен: «Кризис в экономике — это и кризис жанра, в частности в ИТ». Действительно, менталитет ИТ-кадров и уровень их подготовки не отвечают современным реалиям — студенты обучаются уже несуществующим специальностям, и половина знаний, которые они получают на первых трех курсах, устаревает.
Какими быть компаниям, чтобы выжить в динамичном мире? По мнению Орловского, высокотехнологичными и сервисными. А поскольку сегодня все мысли, идеи, знания сосредоточены в Сети, то вместо бизнеса, связанного с материальными объектами, пришло время бизнеса информационного. В качестве иллюстрации Орловский отметил разработки по управлению объектами на основе интерфейса мозг-компьютер. Подобные исследования ведутся в том числе и в рамках проектов, спонсируемых Сбербанком РФ.
Идею адаптации бизнеса к работе в условиях цифровой эры поддержал и Питер Хинссен, управляющий партнер компании Across Technology: «Мы живем в период трансформации экономических парадигм, когда для бизнеса основным источником развития становятся инновации. Они позволяют ему быть более гибким, экономичным и эффективным... Теперь вместо приобретения или создания продуктов бизнес собирает системы на базе сервисов». Однако, по мнению Хинссена, мы еще на полпути к истинно цифровой эре, а переходу от традиционных корпоративных систем учета к социальным системам мешает недостаточно развитое «сетевое» мышление нынешних ИТ-менеджеров: «К сожалению, некоторые CIO скорее уйдут на пенсию, чем ускорят темп преобразований».
Хинссен так охарактеризовал основные черты цифровой эпохи: «необходима нетерпимость к сбоям»; «ИТ не обязательно должны быть безупречны, но важен диалог с бизнесом и скорость реагирования на изменения»; «информационные процессы меняются быстрее, чем технологии»; «ИТ-подразделение в цифровую эпоху становится центром инноваций».
Ховард Полиньски, руководитель отдела управленческого консультирования и информационных технологий KPMG в России и СНГ, обнародовал результаты недавно проведенного компанией исследования, в котором приняли участие 4,5 тыс. ИТ-директоров на всех континентах. По его словам, происходящие изменения требуют не только коррекции, но и коренного пересмотра приоритетов, причем главным становится преобразование всей системы управления ИТ в сторону большей адаптивности. По результатам исследования аналитики KPMG в очередной раз отметили, что цель ИТ не в уменьшении их затратности, а в создании ценности для бизнеса, однако сделать это нынешним «айтишникам» будет непросто — их менталитет не позволяет тесно работать с бизнесом. ИТ-менеджеры должны, так же как и бизнес-руководители, знать задачи компании, четко представлять себе ее заказчиков и их потребности. В условиях стремительного развития технологий именно они должны первыми внедрять новые методы работы.
Резюмировал сказанное Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок», отметивший, что прошло время простой покупки ИТ-решений и что ментальность руководителей меняется, но медленнее, чем сами технологии. По его мнению, в ближайшем будущем темпы закупок нового ИТ-оборудования будут много ниже докризисных, и три четверти отечественных компаний уже сейчас планируют прибегнуть к аутсорсингу. В эпоху облаков развертывание ЦОД становится весьма рискованным занятием — на согласования и строительство может уйти до трех лет, которых у бизнеса нет. За этот период многое может поменяться, как, например, неожиданно обострилась проблема энергосбережения в ЦОД — стоимость электричества значительно выросла и, скорее всего, будет повышаться и далее.
Практикумы, проходившие в рамках форума, как и положено, имели конкретный характер, однако также были сосредоточены на нетипичных для нынешних ИТ-директоров темах: «Ускорение бизнес-процессов», «Снижение рисков. Безопасность бизнеса», «Увеличение отдачи от ИТ за счет формализации сервисов». Это еще раз подтвердило уже не эзотерическую, а вполне практическую мысль, материализовавшуюся в ходе форума, — дело не в технологиях, а в результативных инновациях, которые они обеспечивают.