Кризис обострил внимание предприятий к возврату инвестиций в ИТ. Исключительную важность приобрели такие характеристики ИТ-проектов, как эффективность, снижение издержек и рисков.
На этом фоне все популярнее становится сервис-ориентированный подход к управлению ИТ, о котором среди прочих тем шла речь на ежегодной конференции, посвященной управлению сервисами, активами, безопасностью и ресурсами ИТ, организованной группой компаний Arbyte при участии Международной ассоциации управления ИТ-активами (International Association of IT Asset Lifecycle Management).
По словам Кита Рупника, представителя IAITAM, предложения ассоциации закрывают разрыв между ИТ и бизнесом, помогая принять правильное решение перед покупкой новых ИТ-активов. По его мнению, основное различие между управлением ИТ-сервисами и ИТ-активами в том, что управление ИТ-активами в первую очередь фокусируется на эффективности ИТ как внутри, так и за пределами ИТ-департамента, в то время как в управлении ИТ-сервисами больший акцент делается на работе внутренней ИТ-службы компании.
В разгар кризиса, в конце 2008-го, когда менеджмент задумался над тем, как можно сэкономить и оптимизировать, в компании «Тройка Диалог» была запущена программа управления ИТ-активами. Ее анализ прозвучал в выступлении руководителя отдела закупок объектов ИТ-инфраструктуры компании «Тройка Диалог» Анастасии Лебедевой.
В ходе проекта требовалось добиться полного соответствия операций с ИТ-активами нормативным требованиям. Кроме того, в условиях финансового кризиса руководство ожидало снижения затрат на ИТ. Не менее важная задача, сводилась к сбору и поддержанию в актуальном состоянии информации об активах автоматизации и всех связанных с этим процессах, сопоставление этих активов с поддерживающей документацией.
На тот момент база договоров компании на предоставление тех или иных ИТ-сервисов формировалась из бумажных копий контрактов, а также имелась электронная база счетов. Однако бухгалтерские данные не были сопоставлены с реальными активами и тем более не было процедур вывода из эксплуатации ИТ-активов.
«Речь идет не о бухгалтерском списании, а о физических процедурах уничтожения активов, о том, каким образом это происходит и где мы храним информацию об этом. Необходимо было навести порядок в лицензиях на все программное обеспечение в рамках холдинга. Не зная, чем реально владеешь, крайне затруднительно планировать бюджеты, так как невозможно с точностью сказать, сколько прослужили те или иные активы, что еще в запасе, а что можно использовать повторно», — считает Лебедева.
Однако в «Тройке Диалог» не считают, что проект по управлению ИТ-активами завершен. Это уже даже не проект, а программа действий, которая по-своему влияет на корпоративную культуру.