Не остались в стороне и операторы, предоставляющие услуги цифрового ТВ по широкополосным кабельным соединениям. На недавней выставке «Связь-Экспокомм» сразу несколько компаний объявили о технической готовности предоставлять ТВ-услуги в трехмерном формате. Правда, в коммерческую эксплуатацию никто из «пионеров» их пока не рискует запускать — все жалуются на отсутствие трехмерного контента и дороговизну абонентских комплектов. Так или иначе, это трудности — временные, сопровождающие становление любой коммерческой технологии цифровых развлечений. Рано или поздно на рынке появится достаточно фильмов и телеканалов, снятых специльно для просмотра на 3D-телеэкранах, а значит, время порассуждать о перспективах технологии трехмерного видео уже наступило.
«Билайн» стал одной из компаний, представивших на своих стендах «живое» трехмерное видео. Как утверждают в компании, все установленные у абонентов телеприставки производства Cisco и Motorola поддерживают прием 3DTV.
За год, прошедший с момента запуска услуг домашнего цифрового телевидения «Билайна», на них подписались свыше 50 тыс. абонентов в Москве и Санкт-Петербурге. Помимо увеличения числа транслируемых каналов, услугу совершенствовали путем добавления функций поддержки социальной сети Twitter, персональных рекомендаций, интерактивных опросов. Руководитель департамента дополнительных услуг «ВымпелКома» Андрей Холодный сообщил на выставке, что оператор ведет переговоры с поставщиками 3D-контента для запуска продуктов категории «по требованию» и онлайнового вещания. Более точной информации о начале предоставления услуг он не дал.
Готовность оператора — полдела. Более серьезная проблема заключается в наращивании абонентской базы до того уровня, на котором предоставление трехмерного телеконтента станет рентабельным для оператора. С точки зрения пропускной способности сети широкополосного доступа у «Билайна» слабых мест не наблюдается, поскольку все абоненты подключаются по оптическим каналам на скорости 100 Мбит/c. А вот с распространением поддерживающих стереоизображение телевизоров на первом этапе могут возникнуть осложнения: далеко не каждый способен выложить за новое домашнее развлечение больше 100 тыс. руб., а именно такова цена «трехмерных» OLED-панелей Samsung, поставляемых на российский рынок.
Креативный директор Hive Studio Серболюб Хетлерович, приглашенный на стенд «Билайна» для пропаганды идей трехмерного ТВ, рассказал о том, как создается контент для этого сегмента цифровых развлечений. По словам Хетлеровича, идеальным способом получения объемного видео является стереосъемка с помощью сдвоенной камеры, имеющей небольшое угловое расстояние между объективами. Подобные устройства также демонстрировались на «Связь-Экспокомме».
Понятно, что съемкой одних только новых кинофильмов растущий спрос на 3D-продукцию не удовлетворить. Наиболее быстрый — и наименее затратный — способ получения видеоматериала в объемном разрешении обеспечивает 3D-анимация. Так как сами модели в 3D-редакторах являются «объемными», их надо просто «снять» в двух ракурсах и получить готовое стереоизображение. В результате работа над стереомультфильмами идет быстрее, чем создание новых полнометражных кинолент.