Участвовавший в недавней конференции «Образование в XXI веке» Амит Митал, вице-президент Microsoft, представил два новых продукта корпорации для школ — Windows MultiPoint и Windows MultiPoint Server 2010. Первая система позволяет нескольким ученикам одновременно работать с одним приложением, получается нечто вроде «мышки коллективного пользования» — у каждого ребенка собственное устройство, но в группе они могут действовать совместно. Windows MultiPoint Server 2010 сложнее; эта система поддерживает работу нескольких человек на одном компьютере. MultiPoint Server 2010 входит в комплекты оборудования, поставляемые в школы несколькими отечественными компаниями. Комплект предельно прост в исполнении, он может быть развернут без участия специалистов в течение нескольких минут, после чего открывается возможность работать под Windows в режиме разделения ресурсов на одном ПК. Однако появление компьютеров — только первый шаг в модернизации образования; о том, какие вопросы предстоит решить школам на этом пути, Митал обсудил с журналистом «Открытых систем».
Мы привыкли к парадигме «один пользователь — один компьютер» или «одно приложение — один сервер», но MultiPoint Server 2010 явно возвращает ко временам мини-ЭВМ, если не мэйнфреймов, не правда ли?
Действительно так, и в отмеченном вами нет ничего странного. Все развивается по спирали, когда-то возможны были только индивидуальные ПК, а теперь сложились иные условия. Потенциал современного компьютера явно превосходит потребности ученика, теперь ресурсы машины могут быть распределены между несколькими учащимися, при этом сокращаются затраты на оборудование и потребляемая электрическая мощность.
Выступающие на конференции не скупились на положительные оценки роли компьютеров в образовании, но установка компьютеров — дело техническое, настоящие проблемы впереди...
Ваши сомнения понятны, но вы же не станете отрицать, что в XXI веке жизнь стала иной, что информационное пространство расширилось и мы должны готовить людей, способных жить в новых условиях. Когда появилось телевидение и все приникли к экранам, можно было услышать опасения, будто оно уничтожит кино, театр и литературу, но мы можем констатировать сегодня — все это сохранилось, просто жизнь получила еще одно измерение. Компьютер в школе становится неизбежностью, вопрос только в том, как он будет использоваться?
Вам не кажется, что повальное внедрение компьютеров в школах ведет к эрозии компьютерной культуры? Большинство, используя словосочетание «информационные технологии», сводит его к потреблению сетевого контента; мало кто говорит даже об обучении программированию. У нашей страны, к примеру, были очень серьезные образовательные программы, но сейчас они позабыты.
Это так, мы повсюду видим усиление потребительского отношения к компьютерам. Я неоднократно обсуждал эту тему с Николасом Негропонте, автором и руководителем программы One Laptop Per Child. Оказалось, что практика передачи учащимся ноутбуков без соответствующей методической поддержки, без кадров учителей не дает положительных результатов. Просто вручить компьютер ребенку недостаточно, а порой опасно. Обязанность родителей и учителей — обеспечить рациональное использование этого инструмента. Каким бы совершенным ни был компьютер, он остается инструментом; хорошо известно: молотком можно ударить по гвоздю, а можно по чему-то другому.
Молоток по большей части остается в ящике с инструментами, а компьютер становится частью жизни. Как результат — множество разного рода зависимостей у подрастающего поколения, дети явно меньше читают, меньше занимаются спортом, меньше проводят времени в живом общении. Компьютерная среда небезопасна, но мало работает над тем, чтобы противостоять реальным угрозам. Иногда хочется развесить желтые предупреждающие таблички, как на опасных объектах...
Я согласен с вами, образно говоря, такие таблички нужны. Мер, ограничивающих доступ к тем или иным ресурсам Интернета, явно недостаточно, а игровая компьютерная зависимость может стать не менее опасной, чем другие виды зависимости. Если бы дети имели доступ к компьютерам только в школе, проблем было бы меньше. Но у любых составляющих прогресса есть издержки. Неизвестно, кто изобрел колесо, но можно себе представить, сколько людей погибло под колесами. И нужно признать, что остается множество вопросов в связи с обеспечением безопасности компьютерной среды, приданием компьютерному образованию должного качества. Мы все должны быть вовлечены в эту работу — и производители, и учителя, и родители.