Одной из основных тем традиционной московской конференции IBM, посвященной программному обеспечению, как и в прошлом году, было управление информацией. В стратегии корпорации в этой области практически каждый год происходят важные эволюционные изменения. О задачах управления информацией, актуальных для компании и ее заказчиков, рассказал Хуманьшу Десай, директор по решениям в области управления информацией IBM.
Какие стратегические инициативы в области управления информацией продвигает сегодня IBM?
Наша нынешняя стратегия в этой области строится на основе концепции Information on Demand, которую IBM развивает с 2006 года. В ноябре 2008 года мы представили Information Agenda, основная идея которой состояла в том, чтобы показать, как воплотить в жизнь концепцию Information on Demand. Если предприятие рассматривает информацию как ключевой бизнес-актив, подход Information Agenda позволит ему выстроить четкую программу действий по управлению информацией. Information Agenda объединяет все аспекты, связанные с информацией, от инфраструктуры до информационной стратегии, помогая организовать управление информацией на предприятии на базе продуманных процессов и структур.
Когда в 80-е годы на предприятиях начались активные процессы автоматизации, использовались в основном разрозненные приложения, часто собственной разработки. Со временем на рынке появились готовые стандартные пакеты, такие как ERP, CRM, приложения для кадровых служб и т. д., которые компании могли купить, вместо того чтобы писать свои системы. Аналогичные процессы стандартизации мы стимулируем сейчас в отношении управления информаций, предлагая своим клиентам Information Agenda, и, думаю, в конце концов на рынке должны появиться решения типа Information Resource Planning.
В 2005 году мы создали Совет по управлению информацией, в который входит 50 наших клиентов из разных отраслей. Работа с ними позволила IBM создать Information Agenda и затем развить эти идеи в стратегию руководства информацией (information governance). В феврале были аноносированы три основные составляющие этой стратегии: новые программные продукты InfoSphere Business Information Monitor и Optim Data Redaction, комплекс консалтинговых услуг IBM по реализации принципов руководства информацией в компаниях, а также соответствующий центр компетенции. Программное обеспечение Business Information Monitor, предназначенное для отслеживания потоков и качества информации в организации, выпускается в марте как technology preview, то есть решение будет предложено для апробирования ограниченному числу заказчиков, после чего появится его бета-версия. Продукт Optim Data Redаction для автоматического распознавания и защиты важной бизнес-информации доступен на рынке с марта.
Поясните, пожалуйста, что в IBM понимают под руководством информацией.
Прежде всего, руководство информацией не надо отождествлять с обеспечением соответствия данных регулятивным нормам. Стратегическое руководство информацией — гораздо более широкая концепция, которая подразумевает формирование корпоративных политик и процессов для управления доступом к информации, призванных гарантировать, что этот доступ будет осуществляться согласованным и контролируемым образом.
Давайте рассмотрим простой информационный поток в масштабах всей организации. Его можно назвать цепочкой поставки информации. Есть источники информации и есть люди, которые используют эту информацию в различных видах и формах, поэтому прежде всего информация трансформируется, чтобы ее можно было применять для решения различных задач. В цепочку поставки информации входит сбор данных из множества источников, в том числе с помощью средств автоматического обнаружения структурированных и неструктурированных данных, затем документирование данных.
Далее нам понадобятся инструменты, с помощью которых мы сможем понять, какие источники данных нужны для того или иного способа применения информации, например для формирования отчетности. Следующий этап — оптимизация. Данные необходимо подготовить к использованию в бизнес-процессах компании, применить к информации установленные корпоративные правила и политики, то есть определить, например, что с данной информацией может работать только определенная категория пользователей или что в некоторых ситуациях она доступна всем, а в других — только ограниченному числу людей. В результате такой оптимизации мы получаем доверительную информацию.
И наконец, последний этап — это оркестровка всей информации в исчерпывающие, хорошо визуализированные отчеты, которым можно полностью доверять и принимать на их основе обоснованные решения.
IBM начинала с СУБД DB2, а теперь портфель ПО управления информации компании довольно обширен. Как его можно структурировать?
За последние четыре — шесть лет IBM выстроила полный стек технологий управления информацией. Он включает в себя управление как структурированными, так и неструктурированными данными, поскольку для формирования доверительной информации нужны оба типа данных. Уровень доверительной информации, реализованный в продуктах под брендом InfoSphere, позволяет получить единое информационное представление организации. На самой вершине стека мы выстраиваем решения бизнес-аналитики, начиная с инструментов управления эффективностью бизнеса. Следующий шаг в построении этого портфеля — прогнозная аналитика, развивать которую нам позволило недавнее приобретение компании SPSS. Прогнозная аналитика реализует специфические направления анализа, связанные с особенностями определенных отраслей — розничной торговли, банков и т. д.
Прошлый год был сложным с точки зрения экономики. Какие изменения в приоритетах в управлении информацией вы наблюдали тогда у ваших заказчиков и есть ли какие-либо сдвиги в этом году, когда наблюдаются признаки восстановления?
Интересно, что во время спада экономики интерес к руководству информацией и бизнес-аналитике не только не снижался, но и продолжал стабильно расти. Проведенный IBM в прошлом году опрос показал, что бизнес-аналитика является для компаний приоритетом номер один. В этой области во время спада мы не наблюдаем падения, наоборот, видим устойчивый рост, заказчики тратят больше средств на приобретение подобных решений. Опрос продемонстрировал, что объем инвестиций в продукты, связанные с оптимизацией бизнеса, в два раза превышает вложения в обычные системы автоматизации. Один из наших крупных клиентов, компания Chevron, в феврале сообщила, что намерена инвестировать в создание стратегии руководства информацией в сотрудничестве с IBM и благодаря реализации этой стратегии сэкономить несколько миллионов долларов. Стратегическое руководство информацией для них — возможность обеспечить рост бизнеса, снижение затрат и сокращение рисков, а не только средство удовлетворения регулятивных требований.
Какие из недавних приобретений IBM важны для портфеля управления информацией?
Сделано несколько ключевых приобретений. Три месяца назад мы купили компанию Guardium, которая занимается разработкой средств мониторинга и защиты базы данных. Новая система Business Information Monitor, ключевой компонент реализации принципов руководства информацией, является результатом объедиения функциональности Guardium и разработок IBM Research.
Несколько позже была куплена компания Initiate Systems, производитель ПО управления мастер-данными, которые широко используются для управления медицинской информацией. Это менее масштабное приобретение, но оно имеет большое значение для успешной работы IBM в сфере здравоохранения.