В своем послании конгрессу в начале текущего года президент Барак Обама заметил, что в его призыве отказаться от налоговых послаблений американским компаниям, размещающим заказы за рубежом, и предоставить налоговые льготы тем, кто создает рабочие места внутри страны, многие усматривают антиофшорную направленность.
Потребителям услуг аутсорсинга стоит опасаться не только федерального правительства. Хотя власти штатов и не могут напрямую запрещать частным компаниям обращаться к услугам аутсорсинга, в некоторых штатах уже приняты или находятся на рассмотрении законы, направленные на замедление темпов развития этого явления.
Для того чтобы защититься от антиофшорных законов, потребителям услуг аутсорсинга нужно вносить изменения в те пункты своих договоров, на которые могут повлиять нормативные акты. «Окончательного согласия нам пока достичь не удалось, — заметил Джордж Кимбалл, адвокат компании Baker and McKenzie. — Но по некоторым пунктам продолжаются переговоры, результаты которых могут найти отражение в переносе места проведения тех или иных операций, в соответствующем регулировании платежей, а в исключительных случаях и в полном отказе от услуг аутсорсинга, если законодатели запретят такую деятельность либо сделают ее экономически невыгодной путем пересмотра налогообложения».
Предприятия, по словам Кимбалла, могут реагировать следующим образом.
В случае внесения в соответствующие законы, нормативные требования или государственную политику изменений, приводящих к тому, что предоставление или потребление услуг за пределами Соединенных Штатов станет неэффективным и экономически нецелесообразным, участники договора инициируют обсуждение возможности переноса операций в США или какое-то иное место, устраивающее обе стороны. Одновременно обсуждается и изменение оплаты, обусловленное изменением себестоимости услуг с сохранением справедливой маржи, а также расходами поставщика на перемещение своих ресурсов. Поставщик предпримет усилия по минимизации накладных расходов и снижению роста стоимости своих услуг, пропорционально распределяя увеличившиеся затраты между всеми заинтересованными клиентами. Если сторонам не удастся достичь договоренности в отношении переноса операций и изменения оплаты в течение 60 дней с момента начала переговоров, то:
1) клиент имеет право разорвать договор в соответствии с теми его пунктами, которые регламентируют соответствующие действия, без выплаты неустойки;
2) поставщик имеет право отказаться от дальнейшего выполнения условий договора, предварительно послав клиенту письменное уведомление за 180 дней до момента прекращения предоставления услуг.
В любом случае поставщик должен получать разумную компенсацию затрат, связанных с изменением условий обслуживания (сюда относятся расходы по налаживанию работы на новом месте, затраты на отключение, перемещение, включая инвестиции в оборудование и прочие активы, не подлежащие амортизации).
Конечно, при таком подходе многие пункты соглашения остаются открытыми, а финансовые вопросы урегулируются при обсуждении конкретных условий перемещения или завершения предоставляемых услуг. «В самом договоре мы всего лишь ставим вопросы, которые могут возникнуть в случае принятия антиофшорных законов, и не пытаемся сразу найти ответы на них», — пояснил Кимбалл.
«Разумно было бы также дополнить соглашение какими-то условиями, регламентирующими необходимость корректив в случае изменения законодательства, — заметил Эдвард Хансен, партнер компании Morgan Lewis and Brockius. — Альтернативным вариантом для клиентов может стать работа с поставщиками услуг, значительный объем которых осуществляется на территории США. И хотя поставщики услуг ИТ-аутсорсинга из Индии постепенно наращивают свое присутствие в США, на деле это означает сотрудничество с американскими поставщиками, ведущими более активную деятельность на территории США.
Важно учитывать не только цену, но и риск переноса операций. Возможно, имеет смысл заплатить чуть больше местному поставщику, чем судорожно искать приемлемый выход в случае внезапной необходимости сменить поставщика».