В Palm объявили, что за последний квартал компания продала всего 408 тыс. смартфонов. Это примерно в 20 раз меньше по сравнению с количеством iPhone, проданных за аналогичный период Apple, и на треть меньше по сравнению с результатом того же квартала предыдущего финансового года Palm. Прогнозы для компании неутешительны и становятся все хуже.
Согласно последнему докладу comScore, операционная система Google Android увеличила свою долю рынка на 4,3% и оттеснила на последнее место Palm WebOS, чей результат сократился на 2,1%. RIM начинает терять свои позиции, хотя все еще преобладает на рынке. Наиболее активное противоборство в сегменте смартфонов сейчас идет между платформами iPhone и Android, а вскоре в борьбу, возможно, вступит «темная лошадка» в лице Microsoft Windows Phone 7.
Когда в прошлом году Palm выпустила смартфон Pre на основе WebOS, его называли единственным, способным составить реальную конкуренцию iPhone. И все же продажи Pre совершенно не оправдали ни ожиданий, ни маркетинговой шумихи вокруг устройства.
Тем не менее, по убеждению многих, WebOS не просто хорошая операционная система, но превосходящая другие. Увы, техническое превосходство обычно не способно успешно противостоять маркетинговому.
Достаточно посмотреть на историю ныне мертвых технологий, превосходивших своих конкурентов: операционная система IBM OS/2, игровая консоль Sega Dreamcast, видеокассеты Betamax и диски HD DVD. Все они проиграли из-за маркетинговых неудач.
Очевидно, что Palm не суждено восстановить рост эволюционным путем. Чтобы вернуться в игру и создать серьезную конкуренцию соперникам, компании потребовалось бы нечто революционное, но подобного «туза в рукаве» у нее на данный момент, похоже, нет. На рынке уверенно лидируют RIM и Apple, да и с маркетинговой мощью Microsoft и Google компания бороться не в состоянии.
Смартфонам Palm приходится конкурировать с такими устройствами, как iPhone и Motorola Droid. Единственная возможность подтолкнуть платформу WebOS — начать распространять ее бесплатно. Таким образом она могла бы частично вернуть себе долю рынка, но при этом сильно потеряла бы в обороте.
Лучший способ сохранить Palm — решиться на ее продажу. К сожалению, круг потенциальных покупателей ограничен. Apple такая покупка не нужна, а Microsoft и Google уже и без того вложили немалые средства в разработку собственных «убийц iPhone».
Ходили слухи, что о приобретении Palm подумывают в Nokia. Однако недавно поступило известие об альянсе Nokia и Intel с целью совместной разработки ОС MeeGo на основе Linux, предназначенной для мобильных устройств, так что от идеи приобретения Palm, если она и была, в Nokia, скорее всего, отказались. Таким образом, из потенциальных кандидатов остается только RIM.
По данным comScore, RIM увеличила свою долю рынка на 1,7% и все еще лидирует на рынке смартфонов с достаточным отрывом от конкурентов. Однако платформа RIM BlackBerry не инновационна и во многом утратила свою привлекательность. Сама RIM пока еще пользуется остаточным преобладанием своей платформы на корпоративном рынке, но не предлагает ничего, что могло бы составить конкуренцию iPhone и другим смартфонам нового поколения.
RIM могла бы извлечь выгоду из покупки Palm, если бы, используя инновации платформы WebOS, выпустила более привлекательную модификацию BlackBerry. Если ни Palm, ни RIM не предпримут никаких решительных шагов, то первая вскоре может оказаться вне игры, а RIM встанет перед угрозой стагнации и медленного проигрыша доли рынка компаниям Apple, Microsoft и Google.