Если даже и так, следуют ли за ней пользователи? Как показал доклад консультанта-аналитика J’son & Partners Сергея Ермилова, на российском рынке с переходом в облака не все так просто.
Основными потребителями SaaS, по оценке J’son & Partners, являются компании малого и среднего бизнеса, которых в России насчитывается 1,6 млн. Из них лишь около 2 тыс., или 0,13%, потребляют поставляемые в форме услуг программы делового назначения.
Каждое из предприятий-пользователей имеет в среднем шесть лицензий, а объем всего рынка SaaS-решений в 2009 году составил, по подсчетам компании, от 2,7 млн до 5 млн долл., что сопоставимо с годовым оборотом среднего московского торгового центра.
При этом инфраструктуру продаж SaaS Ермилов считает развитой, а ассортимент предлагаемых решений достаточно большим: он насчитал порядка 30 разных SaaS-сервисов делового и офисного назначения, включая средства управления отношениями с клиентами, системы для бухгалтерии, коллективной работы и пр. Они предлагаются такими структурами, как Softcloud (см., например, «Автоматизация облачных вычислений», Сети, № 2, 3010), Allsoft.ru, Saascatalog.ru и др. Что же препятствует развитию рынка?
Во-первых, неразвитость Интернета в регионах (для работы с облаками нужен широкий канал). Если в Москве в 2009 году более трети организаций малого и среднего бизнеса имели интернет-канал с пропускной способностью более 10 Мбит/с, то, например, в Дальневосточном федеральном округе таких было лишь около 5%, а 62% организаций имели менее 1 Мбит/с. В столице организация должна заплатить за мегабитный канал 3,7 тыс. руб. в месяц, в Воронеже 14 тыс., а в Хабаровске 16 тыс.; такие высокие цены далеко не всем позволяют иметь достаточно емкие каналы. По прогнозу Ермилова, это неравенство сохранится в течение двух-трех лет, что будет влиять на географическое распределение пользователей SaaS.
Во-вторых, на переход в облака повлиял экономический спад. В 2009 году 84% предприятий малого и среднего бизнеса отказались от долгосрочных планов своего развития.
В-третьих, уровень доверия аутсорсинговым схемам низок. Как среди провайдеров SaaS, так и среди владельцев центров обработки данных мало компаний с именем и репутацией; из провайдеров более половины моложе полутора лет.
Не добавляют уверенности пользователям хостинговых сервисов и события наподобие истории с iFolder.ru, когда ради поиска улик, находящихся на сайте, следователи отключили весь сервис целиком: «Применительно к SaaS кто может дать гарантию, что, если кто-либо из пользователей заинтересовал силовые ведомства, сервис останется работоспособным?», — риторически вопросил Ермилов.
Но одной из первопричин недоверия и скеписа, считает он, является то, что на сегодняшний день уровень предлагаемого сервиса не соответствует запросам клиентов. Он привел пример соглашения об уровне обслуживания почтового провайдера, где написано, что в случае недоступности сервиса (то есть электронной почты) заявка должна быть передана по электронной почте!
При этом регламентированное время реакции на заявку составляет три часа, а такая штатная ситуация, как превышение объема почтового ящика, приводит к блокировке сервиса. По словам Ермилова, большинство провайдеров почтовых сервисов предлагают подобные соглашения. А одно из совместных предприятий, заинтересовавшееся услугами отечественных почтовых провайдеров, не смогло найти компанию, которая бы предоставляла англоязычную техническую поддержку. «Такое впечатление, что участники рынка мало что делают, чтобы быть ближе к потребителям собственных услуг», — заявил Ермилов.
По его мнению, в нынешних технических, экономических, социокультурных условиях SaaS вряд ли может считаться массовой услугой и вряд ли таковой станет в ближайшие несколько лет.
«Однако рынок SaaS нужен по крайней мере как альтернатива существующему рынку проприетарных программных продуктов, поскольку существующие схемы реализации тиражируемых продуктов явно обладают изъянами, как минимум потому, что велика доля пиратской продукции», — добавил Ермилов. Залогом успешного развития рынка должна стать максимальная информированность потенциальных потребителей и формирование их лояльности к услугам провайдеров.