Это мероприятие, уже ставшее традиционным, предоставляет возможность участникам рынка СКС обмениваться в неформальной обстановке мнениями по широкому спектру вопросов в данной области.
Планирование показателей российского бизнеса на 2009 год осуществлялось в штаб-квартирах большинства ведущих производителей СКС практически в обычном режиме, предусматривающем превышение ранее достигнутых результатов, хотя и рассматривались различные сценарии развития событий (см. «CКС в новых условиях», Computerworld Россия, № 22, 2009).
Однако роста рынка в прошлом году не было, и, как считают аналитики компании BSRIA, объемы продаж «медных» СКС всех поставщиков, работающих в нашей стране, упали в 2009 году практически вдвое. Сами участники рынка менее категоричны, полагая, что уменьшение доходов различных его игроков варьируется в пределах от 30 до 40%. Но даже такая сдержанная оценка свидетельствует о весьма заметном ухудшении ситуации, поскольку в предшествующие кризису годы рост, в значительной степени подстегиваемый строительным бумом, превышал 30%.
«Когда наступил кризис и бюджеты были урезаны, пострадали в первую очередь те, кто рассчитывал на строительный рынок. Потребители не перешли на более доступные по цене бренды, а начали применять дешевые китайские компоненты», — считает Александр Брюзгин, региональный менеджер Panduit в России, СНГ и странах Восточной Европы.
По словам Андрея Семенова, директора компании «АйТи» по развитию «АйТи-СКС», ценовая конкуренция особенно обострилась в сегменте небольших проектов; в крупных же инсталляциях она сказывалась меньше.
Игорь Михальчук, генеральный директор компании «Стандартпроект», отмечает уменьшение числа монтажных организаций, работающих на рынке СКС, а также исчезновение случайных фирм и компаний, не обладающих должной репутацией: «Денег на рынке стало меньше. Теперь монтажные компании, которые ориентировались на работу с определенными производителями СКС, не замыкаются на этих связях и берутся за выполнение работ, полагаясь на собственный опыт».
Обустройство центров обработки данных и крупных серверных помещений в рамках соответствующих проектов, проводимых в банках, телекоммуникационных компаниях и госструктурах, не оказало значительного влияния на рынок кабельных систем. На их долю, согласно BSRIA, пришлось около 15% продаж медной кабельной продукции.
С начала 2010 года наметилось улучшение ситуации, в основном благодаря реализации отложенного спроса. Однако, как подчеркнул Игорь Панов, региональный менеджер Fluke Networks по развитию бизнеса, соответствующие бюджетные статьи в большинстве ведомств еще не утверждены.
Тем не менее, по словам Владимира Стыцько, директора по продажам СКС AMP Netconnect, уже заметен вклад в развитие рынка СКС государственных средств, предоставленных для создания современных медицинских центров, оснащенных самым современным технологическим оборудованием, информационная инфраструктура которых базируется на IP-решениях. Наряду с этим осуществляется модернизация ИТ-систем вузов в рамках программы укрупнения учебных заведений, реализуемой в Сибири, на Дальнем Востоке и юге страны. Активизировался ряд автомобилестроителей, включая Hyundai, Peugeot, Renault и Volkswagen, наращивающих свои производственные мощности в России: «Все это вселяет осторожный оптимизм при рассмотрении планов на текущий год».
В целом участники круглого стола считают, что началось плавное восстановление рынка СКС, и ожидают в 2010 году увеличения его объема, которое может составить от 5 до 10%.