Правда, 25% дали продажи «сопутствующих товаров» — продуктов других производителей, поставляемых вместе с компьютерами «Аквариуса» (в 2008 году эта статья дохода практически отсутствовала).
В первой половине года бизнес практически стоял, и компания сосредоточилась на снижении издержек. Их удалось уменьшить на 34% за счет снижения стоимости аренды, перевода сотрудников на неполный рабочий день и неполную рабочую неделю и т. д. В третьем-четвертом кварталах рынок начал восстанавливаться, особенно оживился госсектор, на который в результате пришлось 70% оборота.
Поскольку госструктуры часто любят работать непосредственно с производителем, то выросла и доля прямых продаж — с 20 до 29%. Поставки дистрибьюторам принесли 45% (в 2009 году — 47%), прямым партнерам — 26% (в 2009-м — 33%).
Если смотреть на оборот в продуктовом разрезе, то более двух третей оборота (в 2009 году — 68%; в 2008-м — 57,5%) дали ПК — в госструктурах их пока предпочитают ноутбукам. Вторыми идут серверы (18,4 и 21,4% соответственно), далее — мониторы (9,2 и 9,4%), ноутбуки (3,3 и 8,9%) и системы хранения данных (1,1 и 2,8%). Столь резкое падение продаж ноутбуков, особенно на фоне общей картины роста их доли на рынке ПК, связано с недофинансированием сферы образования, куда «Аквариус» поставлял свои мобильные классы.
Появилось у компании и два новых направления бизнеса. Первое, названное комплексированием, заключается в создании на собственных производственных площадках программно-технических комплексов и их настройке для работы в составе больших территориально распределенных систем.
В 2009 году комплексирование дало «единицы процентов» оборота, однако в «Аквариусе» возлагают на него большие надежды. При этом Калинин особо подчеркнул, что «Аквариус» не собирается становиться системным интегратором и конкурировать с собственными партнерами.
Вторым новым направлением деятельности «Аквариуса» стало производство плат методом поверхностного монтажа. Операции производятся на автоматизированной линии в цеху шуйского завода «Аквариуса», подготовленном по восьмому классу чистоты.
Проект довольно крупный, отметил Владимир Шибанов, старший вице-президент «Аквариуса»; для неназванного федерального заказчика выпускаются до сотни тысяч плат в месяц. В дальнейшем планируется развивать это направление, производить не только отдельные узлы, но и готовую продукцию, в том числе для проектов по комплексированию.
Кроме того, в прошедшем году компания вывела на рынок ряд новых решений в области информационной безопасности, предложила заказчикам информационные терминалы самообслуживания и средства создания электронных очередей, а также комплекс AquaCallCenter, предназначенный для корпоративных центров обслуживания вызовов.
Что же касается планов на нынешний год, то Калинин заявил, что будет вполне удовлетворен, если оборот удастся сохранить на уровне 2009-го.