Профессор, который возглавляет также компанию LogicTools и консультирует такие корпорации, как General Motors, SAP и Michelin, в области повышения качества обслуживания, назвал еще несколько принципов, следование которым ошибочно считается необходимым для успеха. В их числе: снижение издержек всеми средствами, массированные инвестиции в избыточность и гибкость производства, взгляд на социальную ответственность как на благотворительность.
Выступая недавно на заседании европейской секции Форума МТИ по инновациям в организации поставок, состоявшемся в Москве при участии германского Института по инженерии информационных систем Хассо Платтнера, австрийского Института по экономике транспорта и логистике и Высшей школы экономики, Симчи-Леви привел несколько впечатляющих примеров в обоснование своих доводов. Так, основанная в 1975 году сеть модных магазинов Zara, которая имеет больше 4 тыс. магазинов в 73 странах мира, отличается высокой скоростью вывода товара на рынок (две — пять недель против шести — девяти месяцев у типичного предприятия отрасли), широким ассортиментом (30 тыс. наименований против 2-4 тыс.) и высокой прибыльностью (в 2007 году — 57% по сравнению со среднеотраслевым показателем 20%).
Компания выпускает товары небольшими партиями, что стимулирует клиентов покупать их скорее, так как неделей позже понравившуюся модель можно уже не найти; ее магазины посещаются в среднем в пять раз чаще, нет больших скидок по причине отсутствия залежавшихся товаров, а решения относительно ассортимента принимаются на уровне магазинов. При этом у Zara нет ни ERP-системы, ни автоматизированных средств предсказания спроса и пополнения ассортимента, а ИТ-инфраструктура характеризуется предельной простотой.
Впрочем, недостаточное внимание к информационным технологиям и взгляд на них как на стандартную, инфраструктурную составляющую является, по мнению профессора, еще одной типичной ошибкой многих компаний.
Например, в 2005 году, согласно данным совместного исследования МТИ и SAP, лишь 10% компаний имели зрелые системы и бизнес-процессы производственного планирования. Благодаря меньшему уровню складских запасов, сокращению цикла оборота денежных средств и снижению расходов из-за морального старения продукции эти компании имели в среднем на 75% более высокую прибыльность.
Говоря о вреде снижения затрат любыми средствами, Симчи-Леви привел пример, ставший классическим: в 2000 году из-за пожара, возникшего вследствие удара молнии, более чем на месяц вышел из строя завод по выпуску полупроводниковых компонентов Royal Philips Electronics в Альбукерке: задымление и системы пожаротушения вывели из строя чистые комнаты и повредили миллионные запасы микросхем для мобильных телефонов, от поставок которых зависел бизнес Nokia и Ericsson.
В Nokia обнаружили неожиданные задержки в поставках микросхем Philips спустя три дня и благодаря оперативным мерам, включавшим изменение конструкции изделий, быстро перешли на продукцию других поставщиков; а номенклатуру, которую никто из них поставить не мог, стала поставлять Philips с других своих предприятий.
Компания Ericsson была проинформирована об инциденте спустя те же три дня, однако информация достигла высшего руководства лишь через четыре недели, и еще несколько дней потребовалось на осознание масштаба проблемы.
С 1990 года Ericsson проводила стратегию минимизации числа поставщиков ради снижения затрат; когда она попыталась воспользоваться резервными мощностями Philips, они уже были заняты Nokia. В результате компания упустила около 400 млн долл. выручки от возможных продаж, что, в совокупности с другими проблемами, вынудило ее вскоре оставить рынок мобильных телефонов.
Подробно рассказать о мифах производственной эффективности Симчи-Леви планирует в книге, которая должна выйти в августе этого года.