«Все это сулит поисковой отрасли серьезные перемены, — отметил Дэн Олдс, аналитик Gabriel Consulting Group. — Образован союз между двумя крупнейшими игроками. Пока их доля на этом рынке невелика, однако они обладают достаточным количеством ресурсов и активов для успешного противостояния натиску Google. Думаю, в ближайшее время мы станем свидетелями нового витка конкурентной борьбы и инноваций. Теперь у Yahoo и Microsoft один общий враг — Google. И участники альянса приложат все усилия для того, чтобы повысить привлекательность своих поисковиков в глазах пользователей и рекламодателей».
Пресс-службы Microsoft и Yahoo — крупнейших конкурентов Google сразу в нескольких сферах бизнеса — объявили о том, что американский минюст и Еврокомиссия одобрили подписанное между двумя компаниями соглашение об использовании поисковой системы Microsoft Bing на сайтах Yahoo. Соответствующая договоренность между Microsoft и Yahoo была достигнута еще прошлым летом, и последнее слово оставалось за регулирующими органами.
Ожидается, что поисковый механизм Microsoft будет интегрирован в сайты Yahoo к концу текущего года (по крайней мере в Соединенных Штатах).
Партнерские отношения, предусматривающие продажу компанией Yahoo поисковой рекламы, выгодны обоим участникам альянса.
Соглашение о партнерстве можно рассматривать как прямую атаку на Google, которая на протяжении длительного времени занимает доминирующее положение на рынке поисковых систем. По данным независимых исследовательских фирм, на долю Google приходится 64% общего объема мирового поиска.
Пресс-секретарь Google Адам Ковачевич заявил, что компания приветствует вывод конкуренции на новый уровень.
«В нашей отрасли конкуренция всегда была особенно острой, — подчеркнул он. — Именно конкуренция помогает нам сохранять и наращивать свою мощь, предоставляя пользователям дополнительные преимущества. Противостояние между нашей компанией и конкурентами разворачивается в различных сегментах, к которым относятся традиционные поисковые механизмы, сайты вертикального поиска, социальные сети, а также другие формы рекламы».
Большинство аналитиков полагают, что в ближайшее время поисковый план Microsoft и Yahoo не будет представлять серьезной угрозы для Google, однако в долгосрочной перспективе поисковому гиганту имеет смысл внимательно следить за действиями конкурентов.
«Google следует отнестись серьезно к этой угрозе, — подчеркнул Олдс. — Два самых крупных и богатых конкурента объединили усилия с одной целью — оторвать Google от самого большого и, по сути, единственного источника доходов. Естественно, такую ситуацию Google просто не может оставить без внимания. Нужно понимать, что сегодня формируется новая общность, которая готовит атаку на гиганта поисковой отрасли. Хотя Bing пока и не доставил Google серьезных неприятностей, он все же сопровождался шумихой в СМИ, что свидетельствует о серьезности намерений Microsoft. Объединившись с Yahoo, Microsoft получила дополнительное подкрепление, которое наверняка пригодится ей в предстоящей схватке. Думаю, что образовавшийся альянс действительно имеет неплохие шансы превратиться в жизнеспособного конкурента Google».
Эзра Готтхейл, аналитик компании Technology Business Research, считает, что объединение поискового бизнеса Microsoft и Yahoo призвано решить крайне сложную задачу по отвоевыванию части рынка у очень хорошо финансируемой Google.
«Сегодня Google — безусловный лидер в области поиска, точно так же как Microsoft — лидер в сфере операционных систем и приложений для ПК, — отметил Готтхейл. — Сбить лидера с ног очень сложно. В Microsoft не жалели денег на развитие технологий поиска. Но, чтобы ускорить свой рост, механизм Bing должен стать значительно лучше».
Аллен Уэйнер, аналитик Gartner, не верит в то, что объединение Microsoft и Yahoo породит панику в офисах Google.
«Разве в Google чем-то обеспокоены? Пока я ничего такого не вижу, — заявил он. — Но даже если бы тревога и была, окружающие вряд ли ее заметили бы. Не думаю, что внешние факторы способны оказать на Google серьезное давление».
Еврокомиссия ведет расследование деятельности Google
Антимонопольные органы Европейской комиссии приступили к рассмотрению жалоб, поданных европейскими конкурентами Google: британским сайтом Foundem, специализирующимся на ценовой информации, французской поисковой системой для юридических материалов ejustice.fr и германским поисковым сайтом Ciao, который с 2008 года принадлежит Microsoft. Сейчас Еврокомиссия проводит обычную процедуру предварительного расследования.
Владельцы Foundem утверждают, что алгоритм ранжирования Google намеренно занижает позиции сайта в результатах поиска, поскольку в Google считают Foundem конкурентом. Аналогичные жалобы предъявляют ejustice.fr и Ciao.
В Google с ними не согласны, а в опубликованном заявлении компании делаются явные намеки на то, что по крайней мере за двумя из трех жалоб стоит Microsoft. Сайт Ciao напрямую принадлежит ей, а Foundem является членом ассоциации ICOMP, которую Microsoft частично финансирует.
В Microsoft подчеркивают, что интерес антимонопольных органов к рынку рекламы в Сети вызывает как его важность для Интернета в целом, так и сложившаяся сейчас ситуация доминирования на нем одной отдельной компании.