В CSTB 2010 участвуют порядка 400 компаний из 27 стран — операторы связи, агрегаторы, поставщики контента, оборудования и услуг.
Выставка стала одним из первых официальных событий в рамках проведения года России во Франции и года Франции в России. На ее открытии французский посол Жак де Глиниасти отметил, что тесная культурная связь наших народов подтверждается и сотрудничеством в сфере телевизионного вещания, в том числе в области перехода на цифровые форматы. Обмену опытом модернизации ТВ был посвящен российско-французский круглый стол, состоявшийся в первый день работы выставки. Опыт Франции, которая к 2011 году собирается завершить переход на цифровое вещание, может оказаться интересным для нашей страны, взявшей курс на окончательное и бесповоротное внедрение «цифры» к 2015 году.
По словам заместителя главы Минкомсвязи РФ Дмитрия Северова, медиаиндустрия является одним из активно развивающихся секторов отечественной экономики. На это указывает число зарегистрированных в России электронных СМИ — их насчитывается порядка 20 тыс. Вещание осуществляют более 1700 компаний, из которых почти 700 являются операторами эфирного телевидения; еще свыше 100 игроков предоставляют услуги кабельного телевидения, а около 900 — радиовещания.
На фоне этой позитивной статистики остается нерешенной ключевая проблема: население страны не имеет равных возможностей доступа к информации. Исправить положение дел позволит внедрение цифровых технологий, но на этом пути надо преодолеть немало препятствий. Среди них — необходимость замены огромного парка устаревшего оборудования, освобождения частотного ресурса, освоения огромных территорий, наконец, неравномерность распределения населения, проживающего в 11 часовых поясах.
В целевой программе четко прописано требование: обеспечить на всей территории страны «столичный» потребительский стандарт вещания. Получается, что каждый житель России должен иметь возможность принимать с высоким качеством 18–19 телевизионных каналов. Приоритет отдается развитию вещания в малых и средних городах, где сейчас доступны один-два телевизионных канала.
Для доставки сигнала потребителям планируется использовать как привычное наземное эфирное вещание и сети кабельного телевидения, так и прямое спутниковое вещание. Хотя, по данным президента Ассоциации кабельного телевидения Юрия Припачкина, сети КТВ охватывают более 20 млн зрителей, приоритет отдается развертыванию станций эфирного вещания, которых будет установлено более 6,5 тыс. Спутниковые технологии, со слов Дмитрия Северова, должны обеспечивать доставку сигнала в поселения, насчитывающие менее 50 домохозяйств. В более крупных населенных пунктах оправданна установка маломощных наземных передатчиков, получающих каналы со спутника и распределяющих их в эфире.
Интересно, что во Франции доставка сигнала 90% жителей страны тоже осуществляется с помощью наземных станций и кабельных сетей. Оставшиеся 10% обеспечивает спутниковое вещание. Для этого за счет государства в домах граждан устанавливаются спутниковые приемные комплексы по цене 200 евро. Поставка конвертеров для аналоговых телевизоров при наземном вещании датируется государством; их стоимость для населения составляет 20-30 евро.
Появление множества платных и бесплатных каналов неизбежно породит проблему их содержательного наполнения. Хотя в целевой программе этот вопрос не затрагивается, государство принимает активное участие в формировании контента. Целый ряд телеканалов имеют государственную поддержку, есть система государственных грантов по тематическим направлениям, поощряется создание регионально ориентированных телепрограмм.
Другим источником легального контента станут ведущие зарубежные каналы, получившие статус зарегистрированных СМИ на территории России. Регистрация СМИ, по мнению руководителя Роскомнадзора Сергея Ситникова, поможет решить проблему нелегального вещания в сетях кабельного телевидения и заметно расширит перечень доступных зрителю телепередач. Сейчас на рассмотрении в его ведомстве находятся заявки от многих телеканалов, включая Discovery. Буквально за день до открытия выставки регистрацию получил Animal Play.
Доставка и распределение контента, считает генеральный директор компании «Синтерра-Медиа» Валерий Крылов, давно перестали быть техническими проблемами. Основным препятствием является обеспечение защиты правообладателей. К сожалению, производители контента пока не учитывают новые реалии, связанные с цифровыми технологиями доставки ТВ-сигнала, поэтому актуальной задачей становится формирование рынка прав на контент.
В качестве примера, демонстрирующего возможности новых технологий, «Синтерра-Медиа» представила на выставке проект на базе платформы Mediaroom. По заверениям Крылова, функциональность этого решения гораздо шире, чем у обычной платформы IPTV. Помимо стандартного набора сервисов, Mediaroom обеспечивает вставку в контент приложений — специализированных программных продуктов, способных динамически собирать информацию из разных источников.
Свое решение «Синтерра-Медиа» предлагает партнерам, которые смогут продвигать его и под собственным брендом, и на основе агентского соглашения. Помимо различий в финансовых условиях в первом варианте, на оператора-партнера ложатся проблемы получения прав и лицензии на вещание. Как уверяет Крылов, правообладатели контента зачастую устанавливают перед вещателями минимальный порог в 1 тыс. абонентов.
В развитии партнерской программы видит перспективы роста и другой известный оператор, группа компаний «Акадо». В ходе CSTB 2010 было объявлено о начале работы с операторами кабельного телевидения Московской области. Партнерство будет осуществляться по агентской схеме, в рамках которой «Акадо» берет на себя обязательства предоставления полного спектра услуг цифрового телевидения и доставки сигнала до сети партнера.
В зависимости от обязательств, взятых на себя локальным оператором, доля его агентского вознаграждения составляет 18–50%. Схема партнерства прошла обкатку в Домодедово и уже действует в ряде других городов Подмосковья, в том числе в Люберцах, Балашихе, Троицке и Красногорске. По мнению Дениса Лобанова, управляющего директора «Акадо-Столица», реализация программы обеспечит темпы прироста абонентской базы цифрового КТВ в Подмосковье на уровне 15-20% в год.