Прошлой осенью Juniper представила концепцию «новых сетей», поддерживающие ее решения и стратегию партнерства, которые должны способствовать развитию операторского и корпоративного направлений бизнеса. Герт Йан Шенк, старший вице-президент Juniper Networks в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, ответил на вопросы обозревателя Computerworld Россия.
Многие считают, что альянс Juniper и Polycom образован в ответ на сделку Cisco Systems и Tandberg. Что вы намерены противопоставить Cisco, которая к тому же обладает собственными системами телеприсутствия?
Не думаю, что это прямой ответ на приобретение Tandberg. В Juniper вот уже 12 лет — с момента ее создания — постоянно работают над изменением экономики и архитектуры операторских сетей, всегда опираясь на открытые стандарты. Именно это открывает путь к взаимодействию с большим числом партнеров, которые могут использовать наши продукты для собственных приложений и услуг. Альянс с Polycom свидетельствует о перспективности такого подхода. Нашему партнеру, сотрудничая с Juniper, не нужно менять свои технологии, которые также основаны на открытых стандартах. Система управления Polycom Video Call Control может работать на наших маршрутизаторах, обеспечивая совместно с комплексом управления сетевыми ресурсами Juniper и открытой платформой создания приложений Junos Space необходимое качество обслуживания при прохождении трафика в сетях операторов и предприятий. Мы предлагаем также открытый инструментарий создания приложений для Junos. Код этой системы одинаков для всех наших маршрутизаторов и коммутаторов.
Однако провайдеры и их корпоративные клиенты могут использовать не только сетевые устройства, работающие под управлением Junos, но и другое оборудование. Как быть им?
Ни для кого не секрет, что в большинстве операторских и корпоративных сетей применяются устройства нескольких производителей. Если они созданы на базе стандартов, то их достаточно просто интегрировать. Следование отраслевым стандартам позволяет использовать оборудование, работающее с Junos, в любом стандартном окружении. В то же время система Juniper Policy Control System, позволяющая управлять параметрами оборудования и режимами работы сети, может взаимодействовать и с устройствами других производителей.
Положение на рынке быстро меняется. Похоже, у Juniper появляется еще один конкурент в области передачи данных — компания Avaya, купившая корпоративное подразделение Nortel…
Juniper и Avaya — многолетние партнеры; наше сотрудничество продолжается и теперь. Коммутаторы Nortel, которые они купили, являются в основном стандартными устройствами для сетей предприятий, готовыми прекрасно взаимодействовать с нашими коммутаторами, маршрутизаторами и системами безопасности. Мы не рассматриваем Avaya как конкурента в этой области. В Juniper всегда фокусировались на высокопроизводительных сетях, а теперь — и на решениях для центров обработки данных. Это весьма перспективное направление, способное оказать заметное влияние на развитие сетевых технологий в целом. Здесь мы сотрудничаем в разработках с IBM.
Судя по публикациям, соглашения Juniper с IBM или Dell более связаны с поставками этими компаниями сетевых продуктов вашей компании, чем с инновационными технологиями…
Действительно, в настоящее время через наших партнеров, включая IBM и Dell, можно приобрести продукты Juniper. Но это только одна сторона дела. С IBM в рамках проекта Stratus мы работаем над созданием для ЦОД сетей и коммутационных структур следующего поколения.
Выросла ли для Juniper значимость проекта Stratus в свете намерения HP приобрести 3Com?
Наша совместная работа с IBM началась до того, как было объявлено о ряде консолидационных процессов, происходящих сегодня. Напомню: мы объявили о проекте Stratus в ноябре, одновременно представив новые продукты и технологии, обеспечивающие возможность «трехмерного масштабирования» — наращивания пропускной способности, числа абонентов и количества сервисов сети.
В Juniper больше рассчитывают на собственные силы и альянсы с ведущими игроками рынка или ориентируются на приобретение других компаний?
Мы не исключаем покупки, но основная стратегия — собственные разработки. К примеру, два года назад в портфеле Juniper появились коммутаторы. Раньше нас постоянно спрашивали: почему вы не купите компанию, их выпускающую? Изучив этот рынок, мы решили сами заняться разработкой, используя те же решения, которые применяем для создания маршрутизаторов, включая собственные микросхемы и операционную систему Junos. И такая стратегия оправдалась. В 2009 году, несмотря на кризис, мы инвестировали значительные средства в НИОКР. В то же время у нас около 40 партнеров; работа с ними позволяет значительно расширить спектр предлагаемых решений.
В Juniper начали открывать коды Junos, стремясь привлечь к сотрудничеству независимых разработчиков. Надеетесь ли вы увидеть среди них и российские компании?
На всех рынках мира мы предлагаем партнерам инструментарий создания приложений, работающих на платформе Junos. В России этот процесс начался, есть реальный интерес. У нас прекрасные отношения с местными операторами; они могли бы заняться разработкой необходимых им приложений. В одной или в двух компаниях это уже происходит. Однако важно различать инструментарий разработки приложений и коды ОС. Исполнение приложений поверх Junos уже дает определенные преимущества. Открытие же кодов самой ОС пока еще только обсуждается.
Заказчиками Juniper изначально были операторы, затем компания вышла на корпоративный рынок. Насколько он важен для бизнеса Juniper сегодня?
На корпоративный сектор приходится около трети продаж Juniper в странах Европы, Ближнего Востока и Африки. В России эта доля немного меньше. Для крупных организаций, особенно госучреждений и финансовых институтов, сети стали таким же важным инструментом бизнеса, каким они являются для операторов. Дополнительные возможности на корпоративном рынке дает наше традиционное сотрудничество с сервис-провайдерами, поскольку они не только предоставляют предприятиям инфраструктуру связи и управляемые услуги, но и выступают в роли системных интеграторов, создающих комплексные коммуникационные решения.
Каковы планы Juniper в нашей стране?
В течение пяти последних лет этот регион остается весьма важным для нас. Россия — один из стратегических рынков, куда на регулярной основе выделяются ресурсы, необходимые для развития бизнеса. Характерно, что в прошлом году, несмотря на кризис, мы сумели увеличить здесь продажи и надеемся на дальнейший рост в 2010 году. (В общемировом масштабе в 2009 финансовом году продажи Juniper сократились на 7%. — Прим. ред.). Сотрудничество с ведущими игроками ИТ-рынка будет способствовать реализации наших планов как на глобальном, так и на местном рынке.