Как заявил министр, цифровизация ТВ, будучи социальноориентированным проектом, происходит в очень динамичном темпе. Федеральная программа «Развитие телерадиовещания на период до 2015 года» утверждена в декабре, а уже в январе введена в строй 50-километровая зона цифрового телевещания первого мультиплекса на границе Хабаровского края с Китаем. В наступившем году, сообщил министр, сети цифрового ТВ начнут вещание в 12 регионах Дальнего Востока.
Окончательная ясность в деле реформирования «Связьинвеста» также появилась лишь в декабре. Путем реорганизации активов в Минкомсвязи надеются получить интегрированную конкурентоспособную компанию мирового уровня с полным спектром услуг связи. А эффективность бизнеса создаваемого «монстра» будет определяться, по словам Щеголева, прежде всего в контексте доступности современных услуг связи для всех граждан страны.
Кроме того, на объединенную компанию возлагаются обязанности поддержания системы оказания госуслуг в рамках проекта электронного правительства. Запущенный портал базируется на сводном реестре госуслуг, которые будут предоставляться населению в электронном виде. На полную мощность портал выйдет к 2015 году, а пока на нем размещены данные о территориальных органах власти, процедурах и регламентах, а также бланки заявлений, которые можно заполнять на компьютере. К маю, пообещал Щеголев, через портал станет возможно отправлять электронные заявления в соответствующие инстанции.
Отвечая на вопрос одного из депутатов о реальной наполняемости портала, Игорь Щеголев сообщил, что разработан детальный план, в котором для всех ведомств поставлены конкретные задачи по срокам и этапам предоставления информации: «Наши ведомства осознают важность предоставления таких услуг, и из плана пока никто не выбивался».
Министр не забыл напомнить законодателям о таком достижении, как старт сетей третьего поколения и мобильного WiMAX. По его словам, сети 3G в Москве запускаются в рекордно короткие сроки, что стало возможным благодаря политической воле руководства страны и конструктивному диалогу с военными.
Следующие цифры были призваны охарактиризовать социальную активность министерства в сфере связи: к концу 2009 года установлено свыше 147 тыс. таксофонов универсального обслуживания в 142 тыс. населенных пунктов, организовано 20 750 пунктов коллективного доступа в Интернет. Кроме того, актуализирован перечень населенных пунктов, в результате чего выявились еще почти 700 удаленных поселений, нуждающихся в телефонной связи. Их телефонизация завершится в течение первого квартала.
Постепенно решается и наболевший вопрос неравенства расценок на широкополосный доступ. Глава министерства признал, что ценовой разброс между территориями сохраняется, и ответственность за это во многом лежит на межрегиональных компаниях «Связьинвеста». В течение прошлого года они с подачи Минкомсвязи как государственного акционера несколько раз снижали тарифы, а на Дальнем Востоке даже был введен тарифный план «Социальный», обеспечивающий доступ к определенном ресурсам в безлимитном режиме.
«Нам кажется, что доступ к сайтам с социально важным контентом вполне закрывается этим тарифным планом», — отметил Щеголев.
Только 8% россиян пользовались электронными госуслугами
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные очередного исследования. Согласно его результатам, две трети россиян информированы о том, что в текущем году часть государственных услуг будут доступны через Интернет (67%). Наибольшая осведомленность зафиксирована среди жителей крупных и средних городов (71-75%), а также 25-59-летних респондентов (71-73%). Впрочем, 25% наших сограждан впервые услышали об этом нововведении в ходе опроса. Не информированы, как правило, селяне (32%), молодежь 18-24-лет и пожилые россияне (30 и 36% соответственно).
По мнению соотечественников, это нововведение наиболее позитивно скажется на таком факторе, как доступность государственных услуг: 54% опрошенных полагают, что она повысится. 45% россиян также уверены в том, что эта мера будет способствовать эффективной работе чиновников. Наиболее скептически наши сограждане оценивают возможности этого нововведения в части влияния на уровень коррупции во власти: большая часть респондентов полагает, что он не изменится (42%).
Подавляющее большинство наших сограждан не имеет опыта обращения в органы власти за необходимыми документами и информацией через Интернет (90%). Лишь 8% уже пробовали получать необходимые услуги онлайн. Больше всего таких респондентов среди 25-34-летних и высокообразованных россиян (11 и 13% соответственно).