В нем есть корпоративная платформа Grid Medical Archive Solution, оптимизирующая ресурсы хранения данных посредством автоматизации grid-технологий и виртуализации, средства моделирования течения болезней, методологии анализа медицинских данных и преобразования клинических процессов, а также порталы для бригад медпомощи и пациентов. Программные продукты занимают в этом портфеле решений примерно 20%, столько же «весит» оборудование, а основной доход — около 60% — приносят услуги (аналогичные цифры для России не оглашаются, но можно предположить, что сервисная доля на нашем менее зрелом рынке существенно ниже). Чтобы добиться такой структуры дохода, IBM, как и другие крупные вендоры, периодически покупает консалтинговые компании, специализирующиеся на здравоохранении. Кроме того, корпорация тратит немалые средства на исследования и разработку новых концепций и парадигм.
Год назад корпорация начала продвигать свою новую концепцию, получившую название «Разумная планета». Что собой представляет эта концепция применительно к здравоохранению, рассказал на организованной корпорацией конференции, посвященной решениям для медицины, руководитель направления по работе с учреждениями здравоохранения IBM Восточная Европа/Азия Александр Котов.
Суть «разумного подхода» заключается не просто в применении последних достижений медицинской науки и таких высокотехнологичных инструментов, как беспроводные устройства или электронные медицинские карты. Технологии сами по себе не лечат. Зато они помогают принимать правильные решения, когда речь идет о здоровье. И не только специалистам.
Фактически 80% всех расходов на здравоохранение приходится на 20% людей, которые относятся к группам высокого риска по состоянию здоровья.
Задача повышения «разумности», или, иначе говоря, эффективности системы здравоохранения, разбивается на три составляющие: необходимо, во-первых, сдержать рост затрат на здравоохранение, вызванный в том числе и старением населения, во-вторых, обеспечить безопасность пациентов, минимизировав количество врачебных ошибок, и, в-третьих, повысить доступность и качество медицинского обслуживания до уровня установленных стандартов.
Разумная система здравоохранения должна обеспечить кооперацию всех процессов, связанных со здоровьем человека: от ежедневного поддержания хорошего самочувствия до участия в управлении медицинским обслуживанием. Эти процессы привязывают потребителя к трем рынкам услуг: медицинских, финансовых и юридических. С точки зрения этих рынков разумным представляется уделять больше внимания профилактике заболеваний, увеличивать долю удаленного обслуживания при ведении хронических больных, стремиться к балансу между личной ответственностью человека за свое здоровье и социальным долгом государства.
Курс на профилактику
Ярким примером рационального подхода к финансированию поддержания здоровья служит Япония: ориентация на профилактическую медицину, включая медосмотры, вакцинацию и просвещение в области гигиены, позволила заметно сократить расходы на здравоохранение без потери качества. На поддержание здоровья человека Страна восходящего солнца тратит ежегодно 1800 долл., из них на профилактику — более 900 долл. В Европе при расходах 3500 евро на человека на профилактику направляется только 40 евро. Не исключено, что это серьезно влияет на продолжительность жизни европейцев, которая на восемь-девять лет меньше, чем у японцев.
В России, где расходы на поддержание здоровья одного человека примерно в шесть раз ниже европейских, эту проблему понимают и предпринимают ряд шагов для ее решения. В частности, с декабря начнут работу 502 профилактических центра, задача которых — анализ состояния здоровья и оценка уровня риска практически здоровых людей. В таких центрах можно будет получить бесплатные консультации и рекомендации специалистов по ведению здорового образа жизни. Каждый из этих центров оснащается тремя программными комплексами, позволяющими проводить оценку социально значимых рисков (сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и диабета), рисков, связанных с питанием, и комплексную оценку здоровья на базе обычных исследований. В следующем году планируется открыть еще 500 таких центров плюс 160 детских на базе существующей инфраструктуры — лечебно-профилактических учреждений и спортивных диспансеров. В Минздраве рассчитывают, что при должном уровне интереса со стороны населения такие центры позволят максимально задержать переход здоровых людей в группы повышенного риска.
Стратегический курс государства на максимальную профилактику невозможно реализовать без личного участия граждан. «Мы сами отвечаем за наше здоровье», — подчеркнул Котов.
Медицинский дом
Стремясь завладеть не только долей рынка, но и умами, IBM, помимо пропаганды своих подходов к здоровью, еще и апробирует их среди своих сотрудников, поощряя разумный баланс между работой и отдыхом, противодействуя курильщикам, а также продвигая новые модели медицинского обслуживания.
Одна из таких моделей обеспечения всеобщего и всестороннего медобслуживания, ориентированного на пациента, носит название Patient-Centered Medical Home. Согласно концепции «медицинского дома», врачи первичной помощи выступают в роли наставников, координируя работу всех профильных специалистов, которые обслуживают пациента. Консультируя по электронной почте и телефону, доктор уделяет больше времени каждому пациенту. Для больных с хроническими заболеваниями особенно актуальна передача данных о состоянии здоровья лечащему врачу не выходя из дома. Благодаря сокращению числа визитов в медучреждение снижается стоимость обслуживания (в России каждый приход пациента в ЛПУ обходится государству не менее чем в 130-150 руб.).
Предусмотренное данной концепцией активное взаимодействие пациента с врачами, а также возможность для медиков консультироваться друг у друга по поводу сложных клинических случаев уже имеет ряд реальных воплощений. В Дании, например, IBM реализовала эти возможности через портал, объединяющий разнородные приложения и предоставляющий клиническую информацию для врачей и пациентов. В России подобные порталы предполагается строить на уровне каждого региона.